СюжетыОбщество

Трюм на полтора миллиарда

Браконьеры ежегодно вывозят из России биоресурсы стоимостью $1,5 млрд

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2011 года
Читать
«Новая» уже рассказывала о браконьерском крабе, который «уплывает» в Корею (см. «Новую газету», № 09 от 28 января 2011 г. — «Золотая клешня»), теперь ситуация немного изменилась, но масштабы «бедствия» от этого не сильно уменьшились. После...

«Новая» уже рассказывала о браконьерском крабе, который «уплывает» в Корею (см. «Новую газету», № 09 от 28 января 2011 г. — «Золотая клешня»), теперь ситуация немного изменилась, но масштабы «бедствия» от этого не сильно уменьшились.

После нашей публикации, как сообщил источник «Новой», корейские власти стали с большим вниманием относиться к судам, входящим в их порты.


С Кореей договорились

Революционное соглашение о российско-корейском сотрудничестве в области предупреждения незаконного, нерегулируемого, несообщаемого (ННН) промысла живых морских ресурсов с Южной Кореей было подписан 22 декабря 2009 года, но в силу вступило только 15 июля 2010 года. Согласно этому документу, каждое российское судно, которое заходит в порты Кореи, должно подтверждать легальность улова на борту.

Не менее знаковое событие произошло и в апреле прошлого года — в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), входящей в структуру ООН. Глава Росрыболовства Андрей Крайний подписал «Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла». Наша страна стала одиннадцатой в списке подписавшихся, а после того, как 25 стран ратифицируют данное соглашение, оно станет обязательным для всех остальных стран—участниц ФАО. Это означает, что будет перекрыт доступ для браконьерских кораблей во все порты этих стран. Сейчас соглашение подписали 23 страны, дело осталось за малым.

Для России подписание соглашения — шаг, безусловно, важнейший: от реализации браконьерских рыбы и рыбопродуктов в иностранные порты из страны утекает около 1,5 миллиарда долларов в год. Как следует из сравнительного анализа данных таможенных органов Японии и России за 2010 год, российская сторона понесла ущерб от нелегальных поставок рыбы в Японию в размере примерно 800 миллионов долларов. Нелегально уничтожаются особо ценные виды рыб и морепродуктов, такие как камчатский и синий краб на Дальнем Востоке, осетровые Каспийского и Азовского морей.

Как сказал на прошлой неделе глава Росрыболовства Андрей Крайний на совещании по декриминализации основных отраслей экономики в Хабаровске, «если коренным образом не переломить ситуацию, через десяток лет в дальневосточных морях не останется крабов и морского ежа».

Известно, что российские власти давно ведут переговоры с Японией, в которую прямые поставки нелегальных морепродуктов и рыбы из российских экономических вод налажены до мелочей. Если соглашение с японцами мы все-таки подпишем, то выгружать рыбу в японских портах смогут только суда, включенные в список Росрыболовства, то есть имеющие разрешение на промысел в объемах, не превышающих квоты на вылов морских ресурсов в российской экономической зоне.

Но подписание договора с японцами пробуксовывает уже несколько лет. Что легко объяснимо: невыгодно им терять дешевую нелегальную добычу из российских вод. К тому же браконьерский бизнес в Японии зачастую сращен с местной мафией — якудзой. И боссы якудзы вряд ли захотят расстаться с миллионными прибылями.

На фоне сложных российско-японских отношений подписание договора о запрете браконьерства выглядит пока нереальным. Тем не менее если 25 стран присоединятся к соглашению по противодействию нелегальному промыслу, то японцам придется принять все условия безоговорочно. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, соглашение уже завизировано министром иностранных дел Японии, но у российской стороны есть вопросы по некоторым положениям документа.

Подобные соглашения Россия готовит к подписанию с Китаем, США и Канадой.


Порт на час

Корейские же власти стараются сотрудничать с российской стороной: охотники за нелегальным крабом под «удобными флагами» — нежеланные гости у корейских берегов. Однако браконьеры нашлись и в этой ситуации: ненадолго заходят в порты Японии (с японцами-то договор не подписан), переоформляют документы и преспокойно идут в Корею выгружаться, будто в российскую акваторию никогда и не заходили.

Корреспонденту «Новой» в руки попал реестр краболовецких судов (за первые два месяца этого года), которые заходят в порт корейский Донхе. По этому документу легко можно вычислить браконьерские корабли.

Признаки просты как дважды два: судна ходят под «удобными флагами» (в основном Королевства Камбоджа и Панамы), а порт отбытия — японский Вакканай, что на острове Хоккайдо. (По данным источника «Новой», на перепродаже нелегальных российских биоресурсов в одном этом городе работает около 50 местных компаний.)

Каждое судно в среднем привозит по 20 тонн краба за ходку. Там периодически попадаются суда, фотографии которых уже были опубликованы в «Новой» — IOLAND (Панама), FOG (Камбоджа), CHASE (Камбоджа), SAGA (Сьерра-Леоне). А «легальные» корабли из Владивостока или Находки следуют под российскими флагами.

Например, 22 февраля 2011 года в южнокорейский порт Донхе подало заявку на прибытие браконьерское судно CINTAMANI, которое ходит под флагом Королевства Камбоджа и имеет порт прописки на острове Хоккайдо. В заявке указано, что в пятницу судно собирается привезти 15 тонн камчатского и 15 тонн краба-стригуна. Бассейны под выгрузку нелегальной добычи проплачены заранее.

Подводим статистику и получаем следующее: с 1.01.2011 г. по 7.02.2011 г. в порт Донхе ввезено 5297 тонн краба, из них добыто и оформлено на вывоз из России только 315 тонн (5,95% от общего количества), вывезено незаконно — 4982 тонны (94,05%). Браконьерский доход за этот период — около 74 миллионов 730 тысяч долларов (из расчета 15 тысяч долларов за 1 тонну краба).

Проблема судов с «удобными флагами» должна решаться непременно. Ведь уже много лет получается, что никому нет дела до того, какие суда пересекают водные границы России, и почему государство под флагом Камбоджи выгружает краба у берегов Кореи.


Браконьеров ловят, но по-разному

Между тем органы правопорядка периодически ловят браконьеров на Дальнем Востоке. Как ни странно, наказание за занятие браконьерством может быть разным. Иногда оно зависит от того, какая из правоохранительных структур поймает нарушителей.

Недавно в Приморском крае Следственной частью при Главном управлении МВД России по Дальневосточному федеральному округу была раскрыта международная преступная группа Степана Анишкевича. Контрабандисты для ловли краба использовали судно «Невельский комсомолец», которое чуть позже было переименовано в PENZA. Судно для этих целей было куплено гражданином Республики Корея Ву Ч, который скрылся на родине (корейская сторона не выдала преступника). По решению суда Степан Анишкевич был приговорен к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима как организатор (ч. 3 ст. 256 «Незаконная добыча водных биологических ресурсов» и ч. 4 ст. 188 «Контрабанда» Уголовного кодекса РФ), два капитана судна получили по 4 года колонии-поселения. С одного из них должны быть взысканы 10 миллионов рублей в доход государству, со второго — 12 миллионов.

Совсем другое наказание ожидало браконьеров, пойманных сахалинскими таможенниками. Весной прошлого года Сахалинской таможней при выходе из границ России были задержаны два судна с морепродуктами на борту, не имевших права даже заходить в российские порты. В результате 19 февраля этого года было принято решение о конфискации морских судов с наложением административных штрафов на общую сумму 15 миллионов рублей.

А в случае если контрабандистов ловят представители Пограничной службы ФСБ России, то, как правило, просто выписывается штраф на сумму около 100 тысяч долларов — и судно отпускается с миром. Видимо, не хотят наши пограничники международного скандала с камбоджийскими властями.

P.S. «Новая» также рассказывала историю гибели шхуны «Партнер», которая потрясла Приморский край, и о косвенно связанном с этой историей громком деле японских компаний, которые попались на взятках российским пограничникам. Дело о взятках наделало много шума в Японии, но сейчас про него потихоньку пытаются забыть. Видимо, японская сторона поняла, что помимо международного скандала это может привести к тому, что Россия потребует компенсации за превышение квот по вылову рыбы в ее территориальных водах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow