Сюжеты

Мартовские выборы: ориентация на результат

Этот материал вышел в № 28 от 18 марта 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

«Новая» пристально отслеживает все региональные и федеральные избирательные кампании. Состоявшийся в прошлое воскресенье «Единый день голосования» — не исключение. В материалах Дмитрия Орешкина и Лолы Тагаевой, опубликованных в прошлом...

«Новая» пристально отслеживает все региональные и федеральные избирательные кампании. Состоявшийся в прошлое воскресенье «Единый день голосования» — не исключение. В материалах Дмитрия Орешкина и Лолы Тагаевой, опубликованных в прошлом номере, мы анализировали особенности нынешней кампании, в том числе тенденцию к снижению популярности партии власти.

Сегодня правом на ответ на страницах «Новой» воспользовался Алексей ЧЕСНАКОВ — руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры, изложивший свою оценку степени успешности выступления «Единой России» на минувших выборах.

В 2001–2008 гг. Чеснаков работал начальником отдела информационно-аналитического планирования, заместителем начальника Управления внутренней политики администрации президента. Центр политической конъюнктуры в 1999 году на выборах в Госдуму обеспечивал экспертно-аналитическое обслуживание блока «Единство». В нулевые годы главным заказчиком исследований центра становятся администрация президента и партия «Единая Россия».

Итоги прошедшего 13 марта «Единого дня голосования» демонстрируют не только актуальный расклад политических сил, но и дают хороший материал для среднесрочных прогнозов о том, как партии планируют проводить кампанию по выборам в Государственную думу в декабре этого года.

До выборов в федеральный парламент серьезных поводов продемонстрировать свой потенциал и протестировать ресурсы уже не будет, и поэтому перед главной кампанией прошедшего четырехлетия партии стремятся последний раз зафиксировать электоральную прибыль (или убыток) в сколько-нибудь видимом объеме. Оставшиеся до декабря муниципальные выборы в ряде регионов — не в счет.

Дефицита в оценках марта и прогнозах на декабрь в общем-то нет. Одни уверенно говорят о своей победе и надеются повторить ее через девять месяцев. Другие рассуждают о том, как им удалось разгромить оппонентов и об их грядущем поражении. Все это — зачастую не более чем банальная риторика.

Партии врут так же, как и люди. И новомодный доктор Хаус тут совсем ни при чем. В политике путь обмана всегда не менее востребован, чем на войне. Умение навязать свои интерпретации, и уж тем более подать поражение как победу — дело чести для хорошего политика.

Но одно дело интерпретации и громкие заявления самих партийцев, а другое — факты. Факты в нашем случае просты — достаточно посмотреть на итоговое распределение мандатов в законодательных собраниях двенадцати регионов.

«Единая Россия» получила около 68% мандатов в законодательных собраниях, КПРФ — почти 13%, СР — 8,4%, ЛДПР — 6%, «Патриоты России» — 1,8%, «Яблоко» и «Правое дело» — 0.

Нравится это кому-то или нет, но результат на любых выборах — это то место, которое занимает политик или партия. Первое — это победа. Второе — поражение. И никак иначе. Это как в случае с осетриной второй свежести. Для партий важно количество мест, которые они будут контролировать в парламенте. В нашем случае результат очевиден.

Некоторые «специалисты-политологи» начали сравнивать проценты избирателей, проголосовавших в регионах по пропорциональной системе, с результатами прошлых думских выборов 2007 года и строить на этой основе долгосрочные прогнозы на предстоящий декабрь.

Для любого профессионального эксперта очевидно, что механически подобным образом действовать в отношении выборов в регионах и федеральных выборов просто недопустимо. Ведь, например, выборы в Госдуму у нас с 2007 года проходят по пропорциональной системе, а выборы 13 марта 2011 года в 11 из 12 регионах проходили по системе смешанной. К тому же слишком разный электоральный состав — ведь если посмотреть на мартовские выборы, то вряд ли можно говорить о референтности этого состава по сравнению с думскими выборами. Я уж не говорю о разной повестке дня и о прочих составляющих.

Примитивный сравнительный подход не оправдан ни теоретически, ни практически. Сопоставлять можно выборы одного уровня, проводимые по одной системе, и желательно с учетом демографических характеристик электората. Только так можно по-настоящему понять, в каком направлении развиваются события, и не быть жертвой примитивных манипуляций.

Эксперты, пытающиеся на основании мартовских результатов в некоторых регионах напрямую экстраполировать их на будущую федеральную кампанию, с таким же успехом могли бы сравнивать результаты на выборах в российский парламент по пропорциональной системе с муниципальными выборами по системе мажоритарной. Если же учесть, что в некоторых муниципалитетах почти 100% получает одна партия, то можно доанализироваться до совсем уже фантастических выводов.

Для сравнения лучше всего использовать результаты, полученные в этих же регионах на выборах этого же уровня. Например, «Единая Россия» в Тверской области, результат в которой для нее почему-то считают неудачным, набрала почти на 7% голосов избирателей больше, чем четыре года назад.

Можно также считать не по процентам, а по реальным голосам, отданным за ту или иную партию. Так, в Нижегородской области, формально показав по пропорциональной системе почти те же проценты, что и в предыдущий раз, «Единая Россия» получила на 123 тысячи голосов избирателей больше. А в целом правящая партия по итогам выборов в законодательные собрания 13 марта получила на 700 тысяч голосов избирателей больше, чем на предыдущих выборах в этих регионах.

Ну и последнее. Есть еще одна деталь, рассказать о которой не могут или не хотят ни аналитики, ни сами партийцы. Первые — по причине того, что не знают о ней. Вторые — пока не особенно хотят раскрывать карты. Речь идет о стратегиях. Ведь не секрет, что именно стратегии, а не статистические данные играют решающую роль.

По своему содержанию, по ключевым смыслам, по набору основных участников ни одна из кампаний федерального и регионального уровня не повторялась. Так будет и на этот раз.

Каждые новые выборы в политическом пространстве появляются новые идеи и новые люди. Именно это в первую очередь влияет на голосование избирателей. Мартовские выборы показали, что у всех партий есть в этом плане слабые места. И их победа или поражение в декабре будет зависеть от того, как быстро они смогут эти слабые места ликвидировать.

Эта способность к креативу и умение опередить конкурентов в большей степени определят результат будущих выборов, чем статистика прошлых лет.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera