Сюжеты

Как короток день!

В Голубом зале Российской государственной библиотеки искусств открылась выставка «Графика. Живопись. Скульптура» Лидии Шульгиной (1957–2000)

Этот материал вышел в № 31 от 25 марта 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Ее дипломной работой в Московском полиграфическом институте стали иллюстрации к «Приключениям Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, вскоре опубликованные (редкость по тем временам). На выставке также представлены русские и испанские...

Ее дипломной работой в Московском полиграфическом институте стали иллюстрации к «Приключениям Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, вскоре опубликованные (редкость по тем временам). На выставке также представлены русские и испанские сказки, книги Алана Милна, Сергея Козлова, Бориса Заходера... Вот как Виктор Пивоваров отзывался о работах своей ученицы: «Лидочка стала замечательным иллюстратором. Особенно мне нравились ее ранние книги, в которых она рисовала «точечками». Очень тонкие, мягкие, пронизанные нежным юмором рисунки…».

В 1985-м Шульгина обращается к живописи. Сюжетом ее картин становится мир Библии. В 1992-м ее награждают премией «Лучшая книга года». В 1996-м с мужем — художником Николаем Эстисом и сыном уезжает в Германию, зная про смертельный недуг. Врачи сказали, что ей остался месяц, но прожила она еще пять насыщенных лет. Преодолевая болезнь творчеством. В 1999-м на Международной художественной выставке в Германии скульптура Шульгиной «Несение креста» получает одну из высших наград. Она писала: «Разрываюсь между желанием лепить фигуры, делать рельефы, раскрашивать стекла, иллюстрировать Евангелие и читать себе и Саше… Ах, как короток день! Хотя сегодня изумилась – откуда все это: бесконечные рельефы, скульптуры, рисунки, стекла, а еще тексты, письма, а еще куча прочитанных книг, а сколько новых знакомых, выставок, поездок!.. Нет, время и впрямь понятие относительное». Художница придумала особый способ работы с бумагой, используя для этого газеты. В этой минималистской технике созданы крупнофигурные скульптурные композиции — «Несение креста», «Тайная вечеря», «Заглянувшие в бездну», циклы «Фигуры» и «Голоса». На выставке в Библиотеке искусств есть фотографии больших фигур и ангелов, которые выставлены в Гамбурге, на постоянной экспозиции Шульгиной. У живописных и скульптурных работ, представленных на московской выставке, столь сильная энергетика, что кажется, воздух рядом с ними вибрирует. Им тут тесно, поэтому возникает ощущение некоторой перенасыщенности. Это неизбежный результат, когда в небольшое пространство вмещают избранное почти за двадцать лет. В основе художественного пространства Лидии Шульгиной страсть к книге и рисованию, Библия и восхищение многообразием мира.

Николай Эстис так характеризует творчество жены: «В профессиональном отношении Лидия Шульгина была, я бы сказал, просвещенным консерватором. Во всем, что касается вопросов стиля, формы, образности, она была удивительно осторожна. Ни одного открытого разрыва с прошлым — это новаторство в рамках традиции и безупречной человеческой и художнической лояльности».

Выставка открыта до 1 апреля (кроме субботы и воскресенья)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera