Сюжеты

Второе японское чудо. Вот-вот

Эксперты прогнозируют бурное восстановление японской экономики во второй половине 2011 года. Но для этого японцы должны принести себя в жертву

Этот материал вышел в № 32 от 28 марта 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

Вопрос: что общего между суперлайнером «Боинг-787», новейшим планшетным компьютером «Ай-пэд-2» корпорации «Эппл», смартфонами последних марок, а также практически всеми моделями «Тойоты» и «Хонды»? Ответ: производство этих замечательных...

Вопрос: что общего между суперлайнером «Боинг-787», новейшим планшетным компьютером «Ай-пэд-2» корпорации «Эппл», смартфонами последних марок, а также практически всеми моделями «Тойоты» и «Хонды»? Ответ: производство этих замечательных вещей столкнулось сейчас со значительными проблемами из-за катастрофы 11 марта.

Японская трагедия оказывает огромное и пока еще не до конца оцененное воздействие на все глобальное хозяйство, в котором Япония, третья в мире экономическая держава, играла и играет уникальную роль.

Япония, например, производит пятую часть всех полупроводников в мире. В прошлом году она поставила на мировой рынок электронных деталей на 91,3 млрд долларов. Беда в том, что многие эти компоненты почти уникальны. Например, японская Toshiba выпускает треть всех элементов флеш-памяти, используемых в планшетниках «Ай-пэд», смартфонах, камерах. Доля Японии в мировом производстве некоторых электронных компонентов составляет от 30 до 60 процентов.

В некоторых случаях такие детали просто нечем заменить — или придется идти на снижение качества и надежности. Это создает небывалую угрозу всей мировой электронике. Потребители вскоре могут столкнуться с нехваткой продукции этой отрасли или с ростом цен на компьютеры, камеры, мобильные телефоны.

Проблемы возникли и у американской авиационной промышленности. Начало выпуска новейших «Боингов-787 Дримлайнер» может быть отложено в первую очередь из-за того, что в трудном положении оказался японский поставщик комплексного оборудования для кухонных блоков этих лайнеров. Впрочем, дело не только в новейших компьютеризированных «авиакамбузах» — сборка «Боингов-787» и «Боингов-777» вообще на 35 и 20 процентов соответственно зависит от японских деталей и узлов.

Несет потери мировое автомобилестроение: из-за разрыва системы поставок уже закрывается завод американской автомобилестроительной корпорации «Дженерал моторс» в штате Луизиана. Сокращается производство на предприятии франко-южнокорейского «Рено-Самсунг».

Владельцы японских автомобилей по всему миру могут столкнуться с нехваткой запчастей для ремонта.

Еще хуже ситуация в самой Японии — там из-за разрушений, нехватки бензина и прочих трудностей с доставками деталей и узлов парализованы сотни компаний. Удар нанесен по ключевым отраслям национальной экономики — автомобилестроению и электронике. После 11 марта встали все 12 заводов «Тойоты» в Японии, предприятия, выпускающие «Хонды», «Мазды», «Судзуки», «Субару».

Список известных всему миру марок можно продолжить — было прекращено, например, производство на многих заводах «Сони», «Кэнон», «Панасоник», «Никон». «Тойота», лидер японского автомобилестроения, 28 марта обещает начать выпуск только некоторых гибридных «Приусов» и «Лексусов». Когда начнется сборка большинства других моделей — неизвестно. Каждый день простоя выливается для корпорации в 74 млн долларов потерянной прибыли.

В минувшую среду правительство Японии опубликовало предварительные оценки ущерба от катастрофы 11 марта — от 185 до 308 млрд долларов. Это 5 процентов ВВП. Случившееся в Японии стало самой дорогой в мире природной катастрофой за все время ведения такой статистики. Реальные размеры ущерба, несомненно, будут больше — нынешние цифры не включают косвенные потери от сокращения экономической активности и т.д.

Главный вопрос теперь: что будет с Японией дальше? Сможет ли она восстановиться?

Конечно, неизбежно падение производства и даже временное сокращение в ближайшие месяцы валового внутреннего продукта. Однако в мире живет почти фанатичная вера в трудолюбивых и самоотверженных японцев, которые уже не раз получали мощные удары, но вставали на ноги. Многие предсказывают, что нынешние разрушения обязательно дадут долгожданный толчок новому рывку в экономике страны с населением  127 млн человек.

Япония двадцать последних лет развивалась вяло. Страна имеет мощный технологический и промышленный потенциал, очень богата, но как-то растеряла бодрость. Почти вся ее инфраструктура была построена в прошлом веке, она успешно функционировала, но устарела. Скажем, японские аэропорты уже даже внешне уступают новеньким воздушным гаваням не только Китая и Южной Кореи, но и индийского Хайдарабада.

Если говорить о капиталовложениях, то, судя по всему, 300 с лишним млрд долларов — сумма вполне посильная для Японии, которая путем таких затрат сможет существенно обновить инфраструктуру и снова рвануть вперед. Специалисты напоминают в связи с этим о потрясающем успехе, с которым страна вышла из Второй мировой войны. Или о преодолении последствий нефтяного шока начала 70-х годов прошлого века, когда Япония сумела обеспечить себе самый высокий уровень энергосбережения в мире.

По некоторым расчетам, восстановление может бурно начаться уже во второй половине года, однако на его пути — масса опасностей. И главная из них — нехватка электроэнергии. Землетрясения и цунами остановили работу несколько мощных электростанций, включая поврежденную АЭС «Фукусима-1». Район Большого Токио, на который приходится 40 процентов японской продукции, потерял 20 процентов мощностей в сфере производства энергии. Сейчас в этой зоне спешно приводят в чувство несколько ранее остановленных тепловых станций. Однако даже с учетом их мощностей Большому Токио и районам к северу от него нынешним летом не будет хватать примерно четверти необходимой энергии. Взять ее пока негде — власти страны уже изучают вопрос о повышении цен на электричество (чтобы побудить людей экономить), о введении летнего времени.

Эксперты в связи с этим указывают на реальную угрозу ускорения бегства японских индустриальных мощностей за границу. Эта тенденция набирала силы и без всяких землетрясений и цунами — за двадцать минувших лет доля производства за пределами страны увеличилась в общем объеме выпуска японских товаров с 6 до 20 процентов. «Хонда» и «Ниссан» сейчас собирают в Японии лишь четверть своих автомобилей. «Тойота» — 38 процентов.

Уход за границу был связан в основном с резким ростом курса японской валюты: в середине 80-х за доллар давали 200 иен, сейчас — чуть больше 80. Это очень невыгодно японской промышленности, но переломить тенденцию Токио не может.

И все же Япония демонстрирует признаки нарастающего национального сплочения и солидарности, которые могут стать движущей силой восстановления. Автомобильные компании, отставив на время конкуренцию, общими усилиями решают вопрос с нехваткой деталей и договорились об отказе от гонки за то, кто первым выскочит на пустующий рынок с продукцией. Тон комментариев в СМИ как-то сам по себе все чаще поворачивает на то, что японцам надо на время смириться с урезанием социальных благ и позволить правительству бросить бюджетные деньги на возрождение страны.

Складывается ощущение, что Япония сама себя психологически готовит к жертвам. «Вообще-то нет худа без добра, — сказал мне знакомый токийский журналист. — Ты слышал, из-за проблем с доставкой товаров у нас первые десять дней апреля не будут продавать сигареты? Будет повод бросить курить!»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera