СюжетыПолитика

Между Северной Африкой и Китаем

На Брюссельском форуме искали место России в современном мире

Этот материал вышел в номере № 33 от 30 марта 2011 года
Читать
Раз в год по весне в блистательном отеле «Конрад» на авеню Луизы (там останавливались Клинтон, Вэнь Цзябао, Путин и Назарбаев) проходит Брюссельский форум. Собираются политики и политологи, дипломаты и журналисты, международные чиновники и...

Раз в год по весне в блистательном отеле «Конрад» на авеню Луизы (там останавливались Клинтон, Вэнь Цзябао, Путин и Назарбаев) проходит Брюссельский форум.

Собираются политики и политологи, дипломаты и журналисты, международные чиновники и банкиры, топ-менеджеры корпораций, главы государств и правительств, министры — действующие и бывшие. Может быть, не Давос, не Мюнхен, но вполне представительный форум для «мозговой атаки» на вызовы времени.

По замыслу организаторов, германского фонда Маршалла, интеллектуальная ниша форума — американо-европейские отношения. Но в современном мире проблемы не разделить, поэтому получилось шире, подтянулись Восточная Европа, Япония с Китаем, Пакистан с Индией…

На фоне долгового кризиса и судьбы евро, арабских революций и войны в Ливии, японской катастрофы и китайского бума Россия оказалась на периферии внимания. Из почти двух десятков панелей ей были посвящены только две, причем ночных, off-the-record, без права цитировать и называть имена. Это чтобы стимулировать смелые высказывания на деликатные темы.

Но обе российские панели были скучными и не родили идей. Во-первых, нет интриги. В России якобы ничего не меняется (стабильность), а газ с нефтью исправно текут на Запад. Во-вторых, как оказалось, европейские и американские участники дебатов не замечают реальных процессов в России.

«Благодарю вас за то, что вы все же выбрали Россию», — иронично приветствовал модератор аудиторию, заполнившую диваны и кресла в лобби, чтобы поговорить на тему «Российская модернизация и Запад». Намекнув тем самым, что по соседству обсуждают Китай, и там интереснее.

Российский профессор, экономист и социолог нарисовал безысходную картину неготовности сегодняшней России к модернизации, да и вообще к любым переменам. Мол, нет стимула. Российская элита, в отличие от китайцев или бразильцев, не хочет признать отсталость страны. Те сказали: да, мы отсталые и должны учиться у передовых стран. Наши говорят: мы великие и хотим, чтобы с нами считались. Российская элита материально завязана на нефть и газ, поэтому не заинтересована в модернизации: нет целей. В Азии элиты ставили четкие цели: повысить конкурентность своих товаров на мировом рынке или заполнить какую-то определенную нишу на нем. В России таких задач не ставят, а о модернизации говорят в общих чертах.

Панелисты — германский министр, польский политический гуру, член американской администрации — подхватили этот припев: в России нет значительных сил, которые хотели бы перемен. Все согласились: Россия слишком богата, чтобы хотела помощи в модернизации. Она готова подписывать с ЕС пафосные соглашения типа партнерства для модернизации, но не готова прилежно учиться. Импульс, который был в России
90-х, давно потерян.

Задавались вопросом, какой шанс у команды Медведева реализовать план модернизации (а был ли план?). И означает ли модернизация непременно вестернизацию или у России свой особый путь? Вспомнили и коррупцию, и проблему верховенства закона, и право интеллектуальной собственности.

Исполнительный директор американского мозгового треста Freedom House Дэвид Крамер, как и некоторые другие политологи, разочарован. Дебаты были совершенно не о том, что сейчас действительно важно: что происходит в России в предвыборный год и в каком направлении она может двинуться. Барометр показывает накопление напряженности, и трудно поверить, что в России мало кто хочет перемен.

«Куда пойдет Россия после 2012 года? В этом настоящая проблема, которая должна сейчас волновать политологов, — сказал Крамер «Новой газете». — Ясно, что система не работает и не может существовать долго. Что ей готовят на смену, если готовят? Пока я не вижу изменений в политической системе. Но это не та стабильность, о которой здесь говорят. В Северной Африке тоже была стабильность…»

Другая панельная дискуссия, российско-американская, была посвящена ПРО и вовсе завершилась аплодисментами и дружескими рукопожатиями: работа идет конструктивно. Дипломаты и военные, как и в холодную войну, считают баланс ракет и боеголовок, способность выдержать ядерные удары друг друга, хотя клянутся, что никогда их не нанесут. Американцы успокаивали, что их будущая ПРО бессильна против российских ядерных ракет и направлена только против ядерных хулиганов, а высокопоставленный российский дипломат настаивал, чтобы это обещание было записано в официальном договоре.

Кто-то задал панелистам вопрос: а как же стратегический потенциал Китая? На что чиновница администрации США иронично заметила, что вряд ли в обозримом будущем американцам придется договариваться о ПРО с Пекином. У них есть более серьезные темы для переговоров: торговля, финансы, технологии…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow