СюжетыПолитика

Округ номер шесть

Сотни граждан признались следователям, что не ходили два года назад на выборы Госсовета Татарстана, но их приписанные голоса по-прежнему — в основе народовластия

Этот материал вышел в номере № 33 от 30 марта 2011 года
Читать
Округ номер шесть
Фото: «Новая газета»
Конечно, это совсем не то, что лечь грудью на амбразуру, но лечь грудью на урну для голосования тоже не всякий решится. А вот казанец Игорь Веселов поднялся во весь рост и с возгласом: «За Родину! За демократию!» — накрыл зловещую урну,...

Конечно, это совсем не то, что лечь грудью на амбразуру, но лечь грудью на урну для голосования тоже не всякий решится. А вот казанец Игорь Веселов поднялся во весь рост и с возгласом: «За Родину! За демократию!» — накрыл зловещую урну, битком набитую фальшивыми бюллетенями.

Возможно, все это произошло как-то иначе и без возгласов, но вредоносная урна, несомненно, была накрыта. И Родина высоко оценила гражданский поступок Веселова, наградив его медалью «Защитник свободных выборов».

Нет, снова немного не так. Родине как раз наплевать на эти урны и свободные выборы. У нее и медали-то такой нет для награждений. Медаль Игорю Веселову дали, приняв общее решение, несколько общественных организаций, а именно: РОО «Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений», АНО «Голос», АНО «Центр содействия демократии и правам человека «Геликс», РОО «Лига избирательниц Санкт-Петербурга», РОФ «Информатика для демократии», АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл-Р». Вот так!

Еще не установлено, дает ли эта редкая медаль право бесплатного проезда в автобусе, но было бы неплохо, если бы в документе к ней указали, что награжденный имеет право бесплатно ездить в автобусах, следующих до прокуратуры, следственного управления и суда. А больше Игорь Геннадьевич последние два года никуда и не ездит.

«Новая газета» уже отмечала некоторые вехи беспрецедентной борьбы гражданина-одиночки Игоря Веселова за чистоту выборов в отдельно взятом Декабристском одномандатном избирательном округе № 6 города Казани. Именно здесь два года назад молодой предприниматель Веселов в качестве независимого кандидата в депутаты Госсовета Татарстана столкнулся с чудовищной фальсификацией избирательных документов. Столкнулся и понял, что жизнь приобрела смысл: он будет бороться за счастье народа. Народа, который не ходит на выборы и совершенно не интересуется, как на участках распоряжаются свободными бюллетенями.

Итак, что же им сделано. Перво-наперво Веселов добился возбуждения уголовного дела. На это у него ушло 9 месяцев — срок, достаточный для зачатия и рождения нового следователя. А имевшиеся на тот момент в Татарстане следователи (родившиеся в пору каких-то давнишних волокит) умело находили возможности дело не возбуждать. И следственное управление тогдашнего СКП РФ по Республике Татарстан взялось за работу лишь после 11 (одиннадцати) заявлений Веселова и запросов, посланных в прокуратуру РФ российскими парламентариями Геннадием Зюгановым, Владимиром Жириновским и Валерием Зубовым.

Дело расследовалось эстафетным методом — оно передавалось от одного выбившегося из сил следователя к другому. Поначалу, как только стал ясен массовый характер фальсификаций (что грозит отменой результатов выборов в Декабристском округе), следствие было приостановлено с надежной формулировкой: «В связи с неустановлением обвиняемого».

Веселову снова понадобилось содействие Геннадия Зюганова, и после нового депутатского запроса дело опять возбудили, отстранив прежнего следователя и назначив нового. Тот допросил еще пару сотен свидетелей, в один голос заявивших: «На выборы не ходили, наши подписи кто-то подделал». Огорченный такой неприглядной действительностью, следователь несколько раз своими постановлениями приостанавливал дело и прятал его в непромокаемый сейф, но Веселов через прокуратуру добивался отмены этих незаконных постановлений, после чего наконец отстранили и этого следователя.

В общем, избегая скучных подробностей, скажем, что делом занимались уже четыре следователя и написали они 19 томов. На сегодняшний день только на пяти участках (а их в округе 25) обнаружены 1583 подозрительные подписи, выборочно допрошены 257 избирателей. И все они показали, что 1 марта 2009 года не голосовали. Почерковедческие экспертизы подтвердили факт массовой подделки их подписей.

При этом около 60 членов избирательных комиссий в ходе допросов как ни в чем не бывало показали, что нарушений в ходе голосования допущено не было. Бюллетени, дескать, выдавались строго по паспортам, после сверки фотографий с исполняющей гражданский долг личностью. Избиратели расписывались только за себя. Все было строго. Ну разве что пирожки в буфете отпускались без предъявления паспорта. Однако вброс пирожков в урны невозможен из-за недостаточной ширины щели.

Следствие зашло в тупик, и дело снова приостановлено. Доказана массовая фальсификация, а кто подделывал подписи избирателей — это, оказывается, установить невозможно. И вроде нет смысла допрашивать еще тысячу-другую свидетелей. Пусть хоть весь район скажет, что не участвовал в голосовании, следственное управление этим с толку не собьешь: виноватых нет.

Ничуть не помогло делу и задержание на избирательном участке с пачкой бюллетеней некоего слесаря завода «Оргсинтез», недостаточно трезвого для такого ответственного дела, как демократические выборы. Слесаря-общественника задержал представитель Игоря Веселова, и в дальнейшем тот сделал на допросе чистосердечное признание: незнакомый человек, с которым он в день выборов выпил и закусил, дал ему и еще двум парням пачку бюллетеней и объяснил, куда с ними пойти и как отличить избирательную урну от мусорной…

Понятно, это признание не помогло найти хотя бы одного инициатора фальсификаций, а что касается самого слесаря с пачкой, то следователь пояснил Веселову: «За вброс избирательных бюллетеней уголовная ответственность не предусмотрена». И вынес постановление об отказе в возбуждении дела. Веселов привычно написал заявление в прокуратуру республики, там признали, что факт заслуживает более пристального внимания правоохранительных органов, но дело по данному факту пока так и не возбуждено.

Недавно Игорь Веселов кратко описал всю эту эпопею в письме к президенту России. Он попросил Дмитрия Медведева «оказать содействие в защите избирателей Декабристского округа № 6». Именно так. Защитить свои собственные интересы Веселов не просит. Он, проигравший выборы, настаивает на том, что в результате фальсификаций больше проиграли избиратели — те, которые приходили на участки с уверенностью, что их голоса кого-то интересуют и что-то решают.

«В Республике Татарстан отсутствует политическая воля, направленная на искоренение фальсификаций итогов голосования», — написал Веселов президенту.

Какая уж там политическая воля. Тот же Госсовет Татарстана, 99 депутатов которого, надо полагать, избраны в честной и безупречной борьбе без малейших подтасовок и надувательств, почему-то ничуть не обеспокоен тем, что один депутат получил мандат в округе, где сотни граждан под протокол и под роспись подтверждают: произошла кража голосов со взломом российского законодательства. Нет бы создать парламентскую комиссию и опросить если не сотни избирателей, то хотя бы родственников гражданки Р., старушки 1913 года рождения. Получение ею бюллетеня тоже заверено личной подписью, хотя сходивший по адресу Игорь Веселов выяснил, что долгожительница давно из дома не выходит, а урну ей никто не приносил. Использование в целях фальсификации одного лишь этого дореволюционного ресурса так компрометирует утопающую в демократии Казань, что впору отгородить ненормальный округ № 6 от здорового города глухим забором. А выборы в нем действительно признать недействительными.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow