СюжетыПолитика

Водка со вкусом лобби

Инициативы депутата Звагельского могут существенно перетряхнуть алкогольный рынок и поставить окончательный крест на борьбе с пьянством

Этот материал вышел в номере № 33 от 30 марта 2011 года
Читать
В № 23 «Новой» мы рассказывали о том, какие экономические цели преследует так называемая «антиалкогольная кампания», развернувшаяся в нашей стране последние пару лет. Выяснилось, что профильное ведомство, Федеральная служба по...

В № 23 «Новой» мы рассказывали о том, какие экономические цели преследует так называемая «антиалкогольная кампания», развернувшаяся в нашей стране последние пару лет. Выяснилось, что профильное ведомство, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР), ведет большую чистку рядов производителей и оптовых торговцев крепким алкоголем, а освободившееся место занимает государственный Росспритпром, тесно сроднившийся с ФСРАР на уровне обмена топ-менеджерами, и структуры, связанные с семьей Аркадия Ротенберга — друга детства Владимира Путина, а также алюминиевого олигарха Василия Анисимова.

Но механизм переформатирования рынка не был бы до конца эффективен, не имей он публичного рупора и представителя в законодательной власти. Эти функции весьма успешно совмещает единоросс Виктор Звагельский — председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Государственной думы РФ.

Мы уже упоминали фамилию Звагельского в числе виднейших отраслевых лоббистов на Охотном Ряду («Новая газета», № 61 за 2010 год). Виктор Фридрихович тогда обиделся. И написал в редакцию письмо, в котором заявил «Новой»: «Не являлся и не являюсь соучредителем компании, выпускающей водку «Ять». Считаю, что данные сведения порочат меня как депутата Государственной думы ФС РФ».

Мы считаем, что депутата может порочить, к примеру, неприкрытое использование полномочий для защиты интересов исторически близкой отрасли. Но об этом — ниже. Пока разберемся с вопросом об учредительстве.

По данным ЕГРЮЛ, в марте 2004 года Звагельский учредил кооператив «Артель «Ять», председателем которого стал Леонид Яковлевич Вигдорович. Год спустя кооператив был преобразован в ООО «УК «Водочная артель «Ять». Директором до сих пор остается Вигдорович. В 2007 году, баллотируясь в Госдуму по списку «Единой России», Виктор Звагельский указал в качестве одного из источников своих доходов ООО «Управляющая компания «Водочная артель «Ять». Этой фирме депутат, конечно, не «папа», но «дедушка». По данным ЕГРЮЛ на 2007 год, половина уставного капитала артели принадлежала Московскому областному заводу «Красная звезда». А его учредителями были Леонид Вигдорович, Александр Борисович Майоров и — Звагельский Виктор Фридрихович.

«Согласно документам, он не должен быть учредителем компании, и как умный человек он таковым не является, — предположил в беседе с корреспондентом «Новой» директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. — Если он являлся собственником, то передал акции в доверительное управление или сделал еще что-то похожее. Он не глупый человек, чтобы так подставляться».

Да и потом, совершенно не важно, владеет ли Звагельский прямо или косвенно долей в «Водочной артели «Ять». В российской бизнес-практике вообще иметь собственность бывает вредно, опасно. Гораздо удобнее ее контролировать. А тут уж спектр вариантов не ограничен. Например, тот же Вигдорович, соучредитель «Красной звезды» и директор «Водочной артели «Ять» долгое время возглавляет экспертный совет Госдумы по алкоголю. А в отрасли этой, напомним, происходят тектонические сдвиги, основным драйвером которых выступает ФСРАР, а одним из главных бенефициаров — ОАО «Росспиртпром». Что ж, у Звагельского в этих структурах есть, как любит говорить наш премьер, «близкие связи». В Росспиртпроме он успешно работал вице-президентом (до того как стал депутатом). Бок о бок и в одной должности, кстати, с Игорем Чуяном, который нынче возглавляет ту самую ФСРАР и проводит на рынке большую чистку.

Виктор Звагельский действия регулятора, безусловно, одобряет. В интервью «РБК-дейли» он заявил, что «сейчас с помощью экономических и административных мер произошло укрупнение рынка, его частичная дифференциация, а часть предприятий просто не выжила. Так оно и должно быть. Не может быть в государстве 450 производителей алкоголя, не нужно их столько даже, к сожалению, такой пьющей стране, как Россия».

Укрупнение рынка при этом происходит без значимых изменений выпуска продукции, а значит, по сути, представляет собой передел. Который, кстати, происходит не только в пользу Росспиртпорма и Ротенбергов, но отчасти и в пользу той же «Артели «Ять».

Например, в ходе банкротства второго по величине производителя водки в России, холдинга «Веда», «Ять» получила такие «вкусные» бренды, как «Вальс Бостон», «Русский размер», «Матрица», «Чарка». Сейчас они разливаются на заводах артели в Мытищах по контракту, но Сбербанк, получивший активы «Веды» за долги, уже готовит их к продаже. Есть над чем подумать Леониду Вигдоровичу.

Кстати, в 2004 году на пресс-конференции Виктор Звагельский публично пообещал, что «Артель «Ять» войдет в десятку крупнейших производителей России. Теперь его обещания, чувствуется, сбудутся. И для этого артельным менеджерам даже не придется особо напрягаться — можно подождать, пока ФСРАР дозачистит рынок и конкуренты сгинут в рамках антиалкогольной кампании.

Говоря о конкуренции, нужно правильно понимать, что представляет собой рынок крепкого алкоголя в России. Он состоит из двух примерно равных половинок — «белой» и «серой» (а также «черного», полукриминального сегмента, куда входят всевозможные спиртосодержащие жидкости, — об этом сейчас не будем). В подавляющем большинстве случаев они изготавливаются на одних и тех же предприятиях и позже продаются в одних и тех же магазинах, но только за «белую» акциз платят, а за «серую» — нет. Очевидно, что в самом массовом, низшем ценовом сегменте гораздо выгоднее производить и продавать безакцизную водку, набивая карман еще и государственной «шерстью».

Раньше между легальной и нелегальной водкой существовала ценовая конкуренция — левак продавался рублей по 40—50 за полулитровую бутылку, а нормальный товар — по 80—100. Но случилась «беда» — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) напирает, да и президент сказал, что надо бороться с алкоголизмом, и требует снижать доступность алкоголя. Хочешь не хочешь — надо «соответствовать». Убили двух зайцев введением минимальной розничной цены 98 рублей, которое ставят себе в заслугу Виктор Звагельский и Игорь Чуян; безакцизная вынужденно выросла в цене, что принесло ее производителям, по экспертным оценкам, дополнительные 24 млрд руб.

И одновременно отчитались перед президентом и Всемирной организацией здравоохранения — мол, по части водочки у нас все делается как велено — цены повышаем и доступность снижаем. Дальнейшее существенное повышение минимальной цены и акцизов на водку ФСРАР и Звагельский благополучно публично отложили на потом, до 2014 года. А для надежности записали черным по белому в антиалкогольной политике — а то еще в самом деле вдруг доступность алкоголя снизится, тут уж Росспиртпром по головке не погладит.

Примечательно, как нервно отреагировали представители Росспиртпрома (а представители ФСРАР вообще промолчали) на недавно опубликованное предложение Минфина повысить акциз на водку до 900 рублей в течение ближайших трех лет. Самое время сосредоточиться на слабом алкоголе и поднажать в деле совершенствования законодательства — еще не все возможности перекраивания рынка стали для ФСРАР легальными.

И Виктор Звагельский готов исправить ситуацию. От его имени в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции». Следом зеркальную копию закона при громкой публичной поддержке депутата внес и Чуян от имени правительства — для надежности. Оба закона прошли первое чтение. Ключевая риторика Звагельского — выполнение поручений Медведева и Путина в деле оздоровления нации. Ключевые новеллы обеих версий — доукомплектовать арсенал полномочий ведомства Чуяна в деле борьбы с неправильными водочными и спиртовыми производствами, пока еще не контролируемыми Росспиртпромом, и юридически приравнять пиво к крепким алкогольным напиткам. А значит, ввести лицензирование (рынок лицензий — очень взяткоемкий) и в целом поставить отрасль под контроль ФСРАР.

Вот как оценивает усилия Звагельского экспертное сообщество: «Безусловно, человек лоббирует интересы водочной отрасли, — сказал «Новой» Вадим Дробиз. — Это яркий подход людей, которые лоббируют интересы крепкого алкоголя, поскольку во всем мире и законодательные органы, и общественные организации как-то стараются снизить потребление крепкого алкоголя и способствовать потреблению низкоалкогольной продукции. Звагельский работает на ниве и государственного бизнеса, и частного бизнеса крепкоалкогольной продукции, и политического бизнеса».

Общего сокращения объемов производства и, следовательно, потребления зелья в стране никто не прогнозирует. Если весь алкогольный рынок окажется под контролем ФСРАР, то «политический бизнес» Росспиртпрома и Ротенбергов, очевидно, существенно вырастет в объемах. Вот только станет ли меньше пить нация?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow