Сюжеты

Второе рождение

Реставрация и экспозиция портрета Елены Рерих

Этот материал вышел в № 34 от 1 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

В Международном центре Рерихов состоялась презентация портрета Елены Рерих, принадлежащего кисти ее сына — Святослава Рериха. Портрет, написанный в Индии в 1937 году, демонстрировался впервые. В свое время высокую оценку работе сына дал...

В Международном центре Рерихов состоялась презентация портрета Елены Рерих, принадлежащего кисти ее сына — Святослава Рериха. Портрет, написанный в Индии в 1937 году, демонстрировался впервые.

В свое время высокую оценку работе сына дал Николай Константинович Рерих. Он писал: «…Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».

Но что же случилось с портретом позже? Почему он был предан забвению?

«В мастерской С.Н. Рериха среди холстов находился и этот, — вспоминает доверенное лицо Святослава Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, которая вывозила коллекцию в Россию. — Но это меня не остановило».

 Искусствоведы считают, что, вероятно, создавая портрет матери, Святослав Рерих экспериментировал с красками, грунтом и технологией нанесения. Все это сыграло негативную роль в дальнейшей сохранности работы.

Работу ожидала участь вечного экспоната запасников, если бы не виртуозный, высокопрофессиональный труд реставраторов Международного центра Рерихов.

Объем и характер повреждений были столь значительны и разнообразны, что с самого начала не было уверенности в том, что портрет можно восстановить. Неоднократные консультации с ведущими реставраторами Москвы не помогали принять окончательное решение. Лишь к 2008 году была выбрана соответствующая реставрационная методика. Она была предложена и блестяще осуществлена реставратором высшей категории Маргаритой Алексеевой.

Теперь представлены результаты этого более чем трехлетнего труда, в котором принимали участие не только реставраторы, но весь коллектив МЦР. Зрителям демонстрируют не только сам портрет, но и фотографии, на которых зафиксировано состояние сохранности картины при поступлении в музей, а также изменения в процессе реставрации, когда шаг за шагом картина возвращалась к жизни, чтобы занять достойное место в экспозиции Музея имени Н.К. Рериха.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera