СюжетыПолитика

Кастро ушел. Да здравствует Кастро!

Опыт решения проблемы дуумвирата в духе магического реализма

Этот материал вышел в номере № 35 от 4 апреля 2011 года
Читать
На Кубе побывал бывший президент США Джимми Картер. Он — единственный из всех американских лидеров, который был признан на острове «персоной грата». Гавану Картер посещает уже во второй раз. Впервые он здесь побывал в 2002 году, и тогда...

На Кубе побывал бывший президент США Джимми Картер. Он — единственный из всех американских лидеров, который был признан на острове «персоной грата».

Гавану Картер посещает уже во второй раз. Впервые он здесь побывал в 2002 году, и тогда его принимал здоровый, полный сил Фидель Кастро. Теперь же экс-президент США встретился с Раулем Кастро, встречи с Фиделем не было.

Накануне визита американского гостя 84-летний Фидель сделал любопытнейшее признание. В своей публицистической колонке, посвященной поездке президента США Барака Обамы по странам Латинской Америки, Кастро-старший как бы невзначай обмолвился о том, что он уже пять лет не руководит страной и не принимает никаких государственных решений. «Я без всяких сомнений отказался от всех политических и руководящих постов в тот момент, когда почувствовал, что серьезно болен, — пишет Кастро. — И позднее, когда здоровье пошло на поправку, я не пытался вернуть свои полномочия».

Кастро официально отказался от руководства страной 31 июля 2006 года, за две недели до своего 80-летия. Кубинский парадокс, однако, заключается в том, что и на самом острове, и за его пределами все вплоть до последнего времени считали, что Фидель, даже отойдя от ежедневного управления страной, продолжает играть ключевую роль в принятии всех политических решений, что без его одобрения не обходится ни одна крупная кадровая перестановка, что он из-за кулис определяет стратегический курс страны. И вдруг выясняется, что он уже пять лет как не у дел, и всем на Кубе заправляет его младший брат и официальный преемник Рауль.

В романе «Осень патриарха» большого друга Фиделя Габриэля Гарсии Маркеса старый латиноамериканский каудильо просыпается поутру и видит, что вокруг него нет ни одного подчиненного, а по мраморному полу президентского дворца бродит одинокая корова. Он остается у власти, но народ словно позабыл о его существовании.

На Кубе произошло нечто другое, но тоже из сферы «магического реализма» Маркеса. Нация убеждена, что ее вождь, хоть и немощный, продолжает заботиться о ней. А он на самом деле уже давно от всего отстранился и свел всю свою в прошлом неуемную энергию к написанию публицистических колонок о судьбах человечества.

Неожиданное откровение Фиделя проливает свет на многое. Например, на кадровую революцию, произведенную Раулем Кастро в 2009 году, когда от власти в один момент были отстранены любимчики Фиделя — министр иностранных дел Фелипе Перес Роке и заместитель председателя Госсовета, считавшийся после Рауля наиболее вероятным преемником, — Карлос Лахе. За пять лет болезни Фиделя Рауль радикально поменял состав всего правительства, назначив на ключевые посты преданных ему людей как из армейских рядов, так и гражданских.

При этом на Кубе, в отличие от России, никто и не думает трудоустраивать недавних капитанов индустрии и впередсмотрящих внешней политики страны. Несостоявшийся преемник Лахе, например, трудится простым врачом, а еще один бывший министр иностранных дел Роберто Робайна (кубинцы говорят, что Фидель относился к нему, как к родному внуку) пишет картины и продает их туристам на Кафедральной площади Гаваны. Представьте себе бывшего главу российского МИДа, который торгует самолично расписанными матрешками на Старом Арбате.

Но у кубинского тропического социализма и российского дикого капитализма есть, безусловно, общее. Рауль Кастро тоже намерен проводить модернизацию, отказавшись от планово-распределительной экономики советского типа. Новый курс будет официально закреплен на съезде Коммунистической партии, который состоится во второй половине апреля.

Ключевым моментом этого курса станет переход к частному сектору, в ходе которого уже этой весной будет уволено полмиллиона государственных рабочих и еще такое же число будет сокращено в ближайшие годы. В частный сектор, таким образом, должно перейти 20 процентов всей трудоспособной силы Кубы. Правда, в конце февраля Рауль Кастро объявил, что это массовое увольнение не будет одномоментным, поскольку правительство должно помочь будущим частным предпринимателям подготовиться к новой жизни.
Поняв, наконец, кто из двух братьев Кастро важнее и что он задумал, кубинцы теперь ломают голову над тем, кто же будет третьим в игре, а именно новым преемником, на этот раз уже Рауля. Ведь последний всего на пять лет моложе своего прославленного брата, ему в июне тоже пойдет девятый десяток.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow