СюжетыПолитика

Колея в карман

Кому выгодны ограничения на движение большегрузных авто по дорогам России

Этот материал вышел в номере № 35 от 4 апреля 2011 года
Читать
Росавтодор ввел временные ограничения для большегрузов на федеральных автомобильных дорогах в период с 25 марта по 25 июня 2011 года продолжительностью не более 30 дней. Эта мера предпринимается ежегодно на период таяния снега — именно...

Росавтодор ввел временные ограничения для большегрузов на федеральных автомобильных дорогах в период с 25 марта по 25 июня 2011 года продолжительностью не более 30 дней. Эта мера предпринимается ежегодно на период таяния снега — именно тогда дорожное покрытие подвергается наибольшим нагрузкам и разрушениям. Определен перечень дорог и участков, на которых будут введены ограничения на движение транспортных средств, нагрузка на ось у которых превышает определенные значения. Предельно допустимая нагрузка на ось зависит от трассы и количества осей.

О том, что скрыто за этими сухими формулировками, «Новой» рассказал председатель Центрального совета профсоюза Александр Котов.

– Проблема не столько в количестве большегрузного транспорта, сколько в состоянии самого дорожного покрытия. При строительстве дорог некоторые нерадивые и нечистые на руку строители использовали материалы, не подходящие по существующим нормативам. Например, вместо речного промытого песка, который хорошо пропускает воду, использовался обычный песок из карьеров, а вместо гранитного щебня — доломит. Это бешеная экономия!

Я, например, знал на трассе М-6 три места, где на проезжей части били родники. Их периодически закатывали новым асфальтом, но они все равно пробивались, потому что не было сделано правильного водоотведения. А теперь приходится ограничивать движение грузовиков.

В связи с тем, что дорожное полотно состоит из кусков, весной Росавтодор издает приказ, на основании которого безальтернативно вводятся ограничения на дорогах федерального значения, в соответствии с тем, какие именно отрезки дороги в каком состоянии находятся.

И получается что, например, от Сочи до Москвы невозможно везти груз на фуре нормальной грузоподъемностью 24 тонны. Они сокращают ее практически вполовину. Владельцу груза приходится платить за тонну груза больше, так как расстояние, расход горючего, зарплата водителя и амортизация остаются прежними, а гонять фуру приходится несколько раз.

Ограничения не касаются транспорта, занятого на перевозке пассажиров, продуктов питания, лекарственных препаратов, ГСМ, почты, семенного фонда для посевных работ, а также грузов, необходимых для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

У водителей большегрузов есть такой термин — «шоколадка». Это КамАЗ с прицепом, нагруженный под завязку, — обычно зерном. Общая масса этого транспортного средства доходит до 50 тонн вместо 38 разрешенных. Ездят такие «шоколадки» обычно по четыре-пять штук. Дорожное покрытие, естественно, портится.

Также ограничения не распространяются на весь международный транспорт, который по международным же нормам может свободно ездить по всей Европе. Например, польская фура может перевозить фанеру по 25 тонн, а с российских предприятий такой объем наши грузовики возить не имеют права.

Но ограничения на федеральных трассах намного гуманнее, чем на местных. Для того чтобы проехаться по Тверской губернии с грузом 20 тонн, нужно будет заплатить штрафов около 500 тысяч рублей.

Ограничение будет действовать с 25 марта по 25 июня, не более чем на месяц, на определенном участке дороги, но, например, если нужно перевезти груз, скажем, от Москвы до Оренбурга, то в разное время перекрываются разные участки этой трассы. И ограничения по факту действуют три месяца.

В Кодексе об административных правонарушениях в статье 12.21, часть 1, указано, что водитель обязан уплатить штраф от 2,5 тысячи рублей или на 6 месяцев лишиться прав. Грузоперевозчик платит до 400 тысяч рублей. Но при чем тут грузоперевозчик, если машина, например, грузилась в Екатеринбурге, а грузоперевозчик — в Москве? И откуда может знать водитель, сколько ему положили фактически груза в его кузов? Если бы это была прямая ответственность грузоотправителя или грузополучателя, как, например, в железнодорожных перевозках, тогда бы можно было лучше регулировать объемы груза.

Введение подобных ограничений сильно осложняет работу и водителей, и грузоперевозчиков и по факту не приносит пользы, поскольку существует множество нелегальных перевозчиков, которые откупаются, и наказать их практически нереально. Таким образом, легальных перевозчиков в этот период времени ставят в такие условия, что им невыгодно действовать по закону.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow