Сюжеты

Сошлись на пустом месте

Формально выполнив поручение президента, ФАС и Минэкономразвития вместо реформы госзакупок внесли в Думу несколько технических поправок

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 37 от 8 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Зинаида БурскаяКорреспондент

6 апреля Госдума в первом чтении рассмотрела поправки к Федеральному закону о госзакупках, утвержденные правительством в конце марта. В законопроект, переданный парламентариям, попали только те нововведения, которые не вызывают разногласий...

6 апреля Госдума в первом чтении рассмотрела поправки к Федеральному закону о госзакупках, утвержденные правительством в конце марта. В законопроект, переданный парламентариям, попали только те нововведения, которые не вызывают разногласий между Минэкономики и ФАС — ведомствами, подготовившими две альтернативные концепции реформы госзакупок.

Таких поправок, даже если учитывать непримиримость позиций профильных ведомств (что обе стороны конфликта активно отрицают), оказалось совсем немного: 1) обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) ужесточение требований к гарантии и обеспечению исполнения контрактов; 3) предоставление правительству права устанавливать особенности размещения конкретного заказа и выдвигать встречные требования в рамках офсетных сделок (то есть таких, когда при закупке импортной продукции существенным условием сделки является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортера. — З.Б.).

Законопроект, несмотря даже на неоспоримую необходимость прописанных в нем мер, не вызывает ничего, кроме разочарования. Дискуссия о реформе госзаказа, в которую оказались втянуты не только МЭР и ФАС, но и Счетная палата (на стороне Минэкономики), Минфин (на стороне антимонопольщиков), Росстат (как ведомство, эффективность работы которого в очередной раз была поставлена под сомнение), заказчики, поставщики и научное сообщество и даже блогосфера, не утихала весь последний месяц.

Ну, а что же в итоге? Мы получаем долгожданный документ, открываем, читаем и понимаем, что те девять страниц, которые правительство передало в Госдуму, не решают ни неотложных практических, ни стратегических задач.

Руководитель исполнительного комитета Партнерства профессионалов госзаказа Екатерина Лезина уверена, что обоснование начальной, или максимальной цены контракта — самая значительная мера, попавшая в этот законопроект. Цель — пресечь установку заказчиком завышенной цены закупки и таким образом добиться некоторой экономии бюджетных средств. Обоснованием, в соответствии с законопроектом, могут служить данные государственной статистической отчетности, реестр государственных и муниципальных контрактов, информация о ценах производителей, исследования рынка и даже собственные расчеты заказчика. «Однако всех проблем с начальной ценой это не решает, — добавляет Лезина. — Есть ситуации, когда рыночным способом, который предложен в документе, рассчитать цену невозможно, например, в случае с научно-исследовательскими и конструкторскими работами».

 Другое нововведение — правительственная предквалификация. В отношении конкретного заказа на поставки товаров или оказание услуг для федеральных нужд правительство сможет установить особые условия размещения заказа. Предусмотрены некоторые процедурные ограничения. Проект «спецзакупки», который согласовывается с ФАС, Минфином и Минэкономики, в том числе и на предмет реальной необходимости в применении особых условий, выносит на рассмотрение заинтересованное ведомство, а решение об утверждении принимается распоряжением или постановлением правительства.

«Предоставление правительству возможности устанавливать особые условия размещения заказа в случае с офсетными сделками — давно назревшая мера, учитывая емкость российского рынка. Если эта инициатива будет реализована, к нам начнут попадать новые зарубежные технологии и на территории страны будет производиться современное оборудование. В этом нет ничего зазорного: Япония, когда возрождалась как развитая индустриальная страна, тоже брала технологии извне», — поясняет Екатерина Лезина.

Однако в законопроект не попало большое количество важных мер. «Необходим реестр недобросовестных поручителей, например. Количество мошенников на рынке поручительства увеличилось неимоверно, это дискредитирует саму систему обеспечения исполнения контрактов. Или отсутствие процедуры срочного (внесудебного) расторжения контракта, что мешает эффективной реализации действующего 94-го закона в целом. Кроме того, не попала в проект отмена такого вида торгов, как запрос котировок, — крайне коррупционной процедуры, с чем согласны все заказчики, а многие субъекты Федерации и вовсе отказались от этой процедуры на уровне нормативных документов, — добавляет Лезина. — В целом же проект получился куцым. Очень жаль, что два таких мощных регулятора в сфере размещения госзаказа по другим позициям пока не смогли договориться».

В период выдвижения концепций реформы госзаказа, когда ФАС предлагала вносить в действующий закон многочисленные изменения, а МЭР и лично министр экономического развития Эльвира Набиуллина настаивали на отмене 94-ФЗ и создании с нуля Федеральной контрактной системы, позиции регуляторов были непримиримы. Это продолжалось вплоть до 23 марта, пока вице-премьер Игорь Шувалов не спохватился, что в соответствии с поручением президента Дмитрия Медведева реформа должна быть согласована и представлена до 1 апреля.

В итоге законопроект, единственной целью которого является формальное исполнение поручения президента, попал в Госдуму. А Минэкономики тем временем продолжает готовить «конкретные поправки»: по данным «Новой», в работе находятся 6 законопроектов и их обсуждение уже ведется — пока, правда, только экспертным сообществом.

От первого лица

Начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев:

— Поправки к Федеральному закону о госзакупках, рассмотренные в среду в первом чтении, были подготовлены специалистами ФАС, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Основные меры, вводимые данными поправками, — необходимость обоснования начальной цены контракта и ужесточение требований по обеспечению контракта и предоставлению гарантий поставщиком и заказчиком.

В данный законопроект не попали требования по ограничению на закупки предметов роскоши.

Следующим шагом реформирования госзаказа станет совершенствование конкурсов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. З.Б.).

Тем временем

В конце марта в Госдуму был внесен базовый законопроект, призванный навести порядок в сфере закупок госкорпораций и естественных монополий. Основным инструментом борьбы с коррупцией в этой сфере документ объявляет гласность.

По данным ФАС, информация о размещении заказов подобными компаниями в настоящий момент практически отсутствует, а закупки являются абсолютно непрозрачными и общественно неконтролируемыми, несмотря на то, что доля государства в госкорпорациях и части естественных монополий очень высока.

Если законопроект будет принят, компании обяжут публиковать информацию о тендерах свыше 100 тысяч рублей на одном из официальных сайтов не менее чем за 20 дней до начала торгов. При этом правительство будет вправе определить конкретные закупки, сведения о которых не будут открыто публиковаться. Единого порядка осуществления закупок законопроект также не устанавливает.

Формально авторами законопроекта являются глава Комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, который также отвечает за поправки в Закон о госзакупках, и первый заместитель председателя Комитета ГД по промышленности Валерий Драганов, однако есть все основания полагать, что документ разрабатывался в правительстве.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera