Сюжеты

Мысли под куполом

Три священнослужителя из Удмуртии подвергли патриарха Кирилла откровенной критике и были без промедления отстранены от службы

Этот материал вышел в № 37 от 8 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

Борис Бронштейнобозреватель «Новой»

 

Случай сам по себе небывалый: три священника Ижевской и Удмуртской епархии записали видеообращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором подвергли главу Русской православной церкви прямолинейной критике за...

Случай сам по себе небывалый: три священника Ижевской и Удмуртской епархии записали видеообращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором подвергли главу Русской православной церкви прямолинейной критике за склонность части духовенства к роскоши, за заигрывание с толстосумами, за слепое соглашательство РПЦ с властью и за многое другое. Они заявили, что до покаяния патриарха перед Богом и народом прекращают его традиционное поминовение во время богослужений.

Кому-то, вероятно, покажется, что ситуация — хоть святых выноси. Кто-то скажет, что, наоборот, надо радоваться: гласность и критика вышестоящих лиц — здоровое явление, где бы оно ни наблюдалось. А многие, видимо, сочтут конфликт внутренним делом церкви, и как она его уладит — не наше дело.

 Конфликт в РПЦ действительно можно было бы назвать внутренним, если не принимать во внимание, что священники из Удмуртии заострили внимание на проблемах, касающихся всего общества. И, возможно, их взгляды разделяют не два-три десятка прихожан, а еще и многочисленные граждане — как за пределами церковной ограды, так и за пределами Удмуртской Республики.

 Итак, что же беспокоит иерея кафедрального собора Александра Невского в Ижевске Александра Малых, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялово протоиерея Сергия Кондакова и настоятеля храма Преображения Господня села Ягул протоиерея Михаила Карпеева? Милостью Божией, считают они, рухнул богоборческий коммунизм, и миллионы людей пришли в лоно церкви. Однако за 20 лет не произошло духовного возрождения большей части народа. «России грозит гибель, главной причиной которой является духовно-нравственная катастрофа, — заявляют священнослужители и вопрошают:

— А не потому ли не случилось вместе с восстановлением православных храмов возрождения русской государственности, армии, культуры, семьи, поскольку в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением?»

 Полагая, что Россия страдает от неустройства государственной и общественной жизни, отец Сергий, отец Михаил и отец Александр просят руководство РПЦ «прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами…». И обращаясь к патриарху, конкретизируют критику: «Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их».

 Не так легко даются подобные обращения. Перед прочтением текста на камеру отец Михаил сказал: «Преодолевая свой страх, мы обращаемся к Святейшему Патриарху во имя блага Церкви, во имя блага России».

 А страх — он не сильно ослаб со времен «большевистского пленения». После прочтения текста отец Сергий заметил: «Очень многие батюшки молчат. Боятся потерять приходы, хлеб насущный…»
 
Три священника из Удмуртии высказали то, о чем, возможно, думают многие: «Не может у нас не вызывать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: «Какой орден Русской православной церкви, Московского патриархата получил бы царь Ирод иудейский?». Ведь он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма».

 Значительная часть обращения к патриарху посвящена взаимоотношениям РПЦ с Ватиканом, с Всемирным советом церквей, с Русской зарубежной церковью. Но это — дела внутренние, а мы, повторяем, сосредотачиваемся на мыслях, созвучных настроению значительной части общества и высказывавшихся ранее гражданами в СМИ и на форумах в Интернете.

 Отпор трем священникам был дан без промедления. Сначала духовенство и сотрудники ижевского Свято-Михайловского собора (сорок пять человек) провели собрание и «гневно осудили поступок данных клириков». Они попросили митрополита Ижевского и Удмуртского Николая «дать каноническую оценку скандалистам и раскольникам».

 С оценкой владыка Николай тоже не задержался. «С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых», — сообщил митрополит духовенству, монашествующим и верующим.

 Опять же — дело внутреннее. Заметим лишь, что реакция была предсказуемой. «Мы сейчас совершаем дерзновенный поступок, — заявил отец Михаил перед записью обращения к патриарху, — не для того, чтобы создать себе какую-то рекламу, не для того, чтобы справиться со своими личными проблемами. Наоборот, мы уверены, что проблемы у нас появятся после обращения».

 На вопрос «Новой газеты» о том, как отнеслись к «дерзновенному поступку» прихожане, отец Михаил ответил, что немалая часть прихожан испугана.

 — Нас изобразили чудовищами, — сказал он. — А прихожан предупредили: если они нас поддержат, их не допустят к священному причастию. У меня в подчинении было четыре священнослужителя, и двое, можно сказать, уже от меня отреклись.

 При этом отец Михаил отметил, что мысли, высказанные в обращении к патриарху, формировались у него при общении с простыми людьми. Село Ягул далеко от Москвы, но люди кое-что замечают и готовы при случае обсуждать.

 А как обсуждать, если церковь — не место для дискуссий?

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, появилось сообщение ИТАР-ТАСС: «В Русской православной церкви призывают к диалогу трех священников из Удмуртской епархии, которые публично критикуют патриарха Кирилла и отказываются произносить его имя за богослужением».

 «Церковь всегда готова к диалогу с любыми людьми, даже отпавшими от Церкви. Диалог является одним из способов общения для Церкви», — сказал журналистам представитель Синодального информационного отдела РПЦ.

 Что ж, такую позицию можно только приветствовать, хотя и странно, что диалогу предшествовало принятие мер в отношении собеседников.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera