Сюжеты

Мысли под куполом

Три священнослужителя из Удмуртии подвергли патриарха Кирилла откровенной критике и были без промедления отстранены от службы

Этот материал вышел в № 37 от 8 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

Борис Бронштейнобозреватель «Новой»

 

Случай сам по себе небывалый: три священника Ижевской и Удмуртской епархии записали видеообращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором подвергли главу Русской православной церкви прямолинейной критике за...

Случай сам по себе небывалый: три священника Ижевской и Удмуртской епархии записали видеообращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором подвергли главу Русской православной церкви прямолинейной критике за склонность части духовенства к роскоши, за заигрывание с толстосумами, за слепое соглашательство РПЦ с властью и за многое другое. Они заявили, что до покаяния патриарха перед Богом и народом прекращают его традиционное поминовение во время богослужений.

Кому-то, вероятно, покажется, что ситуация — хоть святых выноси. Кто-то скажет, что, наоборот, надо радоваться: гласность и критика вышестоящих лиц — здоровое явление, где бы оно ни наблюдалось. А многие, видимо, сочтут конфликт внутренним делом церкви, и как она его уладит — не наше дело.

 Конфликт в РПЦ действительно можно было бы назвать внутренним, если не принимать во внимание, что священники из Удмуртии заострили внимание на проблемах, касающихся всего общества. И, возможно, их взгляды разделяют не два-три десятка прихожан, а еще и многочисленные граждане — как за пределами церковной ограды, так и за пределами Удмуртской Республики.

 Итак, что же беспокоит иерея кафедрального собора Александра Невского в Ижевске Александра Малых, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялово протоиерея Сергия Кондакова и настоятеля храма Преображения Господня села Ягул протоиерея Михаила Карпеева? Милостью Божией, считают они, рухнул богоборческий коммунизм, и миллионы людей пришли в лоно церкви. Однако за 20 лет не произошло духовного возрождения большей части народа. «России грозит гибель, главной причиной которой является духовно-нравственная катастрофа, — заявляют священнослужители и вопрошают:

— А не потому ли не случилось вместе с восстановлением православных храмов возрождения русской государственности, армии, культуры, семьи, поскольку в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением?»

 Полагая, что Россия страдает от неустройства государственной и общественной жизни, отец Сергий, отец Михаил и отец Александр просят руководство РПЦ «прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами…». И обращаясь к патриарху, конкретизируют критику: «Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их».

 Не так легко даются подобные обращения. Перед прочтением текста на камеру отец Михаил сказал: «Преодолевая свой страх, мы обращаемся к Святейшему Патриарху во имя блага Церкви, во имя блага России».

 А страх — он не сильно ослаб со времен «большевистского пленения». После прочтения текста отец Сергий заметил: «Очень многие батюшки молчат. Боятся потерять приходы, хлеб насущный…»
 
Три священника из Удмуртии высказали то, о чем, возможно, думают многие: «Не может у нас не вызывать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: «Какой орден Русской православной церкви, Московского патриархата получил бы царь Ирод иудейский?». Ведь он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма».

 Значительная часть обращения к патриарху посвящена взаимоотношениям РПЦ с Ватиканом, с Всемирным советом церквей, с Русской зарубежной церковью. Но это — дела внутренние, а мы, повторяем, сосредотачиваемся на мыслях, созвучных настроению значительной части общества и высказывавшихся ранее гражданами в СМИ и на форумах в Интернете.

 Отпор трем священникам был дан без промедления. Сначала духовенство и сотрудники ижевского Свято-Михайловского собора (сорок пять человек) провели собрание и «гневно осудили поступок данных клириков». Они попросили митрополита Ижевского и Удмуртского Николая «дать каноническую оценку скандалистам и раскольникам».

 С оценкой владыка Николай тоже не задержался. «С большой скорбью принял я решение об освобождении от занимаемых должностей и увольнении за штат с запрещением в священнослужении бывших штатных клириков Ижевской и Удмуртской епархии протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпеева и священника Александра Малых», — сообщил митрополит духовенству, монашествующим и верующим.

 Опять же — дело внутреннее. Заметим лишь, что реакция была предсказуемой. «Мы сейчас совершаем дерзновенный поступок, — заявил отец Михаил перед записью обращения к патриарху, — не для того, чтобы создать себе какую-то рекламу, не для того, чтобы справиться со своими личными проблемами. Наоборот, мы уверены, что проблемы у нас появятся после обращения».

 На вопрос «Новой газеты» о том, как отнеслись к «дерзновенному поступку» прихожане, отец Михаил ответил, что немалая часть прихожан испугана.

 — Нас изобразили чудовищами, — сказал он. — А прихожан предупредили: если они нас поддержат, их не допустят к священному причастию. У меня в подчинении было четыре священнослужителя, и двое, можно сказать, уже от меня отреклись.

 При этом отец Михаил отметил, что мысли, высказанные в обращении к патриарху, формировались у него при общении с простыми людьми. Село Ягул далеко от Москвы, но люди кое-что замечают и готовы при случае обсуждать.

 А как обсуждать, если церковь — не место для дискуссий?

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, появилось сообщение ИТАР-ТАСС: «В Русской православной церкви призывают к диалогу трех священников из Удмуртской епархии, которые публично критикуют патриарха Кирилла и отказываются произносить его имя за богослужением».

 «Церковь всегда готова к диалогу с любыми людьми, даже отпавшими от Церкви. Диалог является одним из способов общения для Церкви», — сказал журналистам представитель Синодального информационного отдела РПЦ.

 Что ж, такую позицию можно только приветствовать, хотя и странно, что диалогу предшествовало принятие мер в отношении собеседников.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera