Сюжеты

Планета людей

Открыта известным «астрономом» Борисом Жутовским

Этот материал вышел в № 37 от 8 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Выставка в Литературном музее начиналась с вешалки, забитой до отказа. Вернисаж включал два сюжета: экспозицию Бориса Жутовского «Славные словом» и «Tэнно Art-20» Тэнно-Пэнта Соостера. Буквально следуя названию, Жутовский сосредоточился на...

Выставка в Литературном музее начиналась с вешалки, забитой до отказа. Вернисаж включал два сюжета: экспозицию Бориса Жутовского «Славные словом» и «Tэнно Art-20» Тэнно-Пэнта Соостера.

Буквально следуя названию, Жутовский сосредоточился на тех, чье слово определяло и продолжает определять нематериальное вещество времени, и выбрал для выставки портреты, репортажный рисунок, книжную графику.

Два главных лица нашего настоящего прошлого: Булат Окуджава и Андрей Сахаров открывают экспозицию. С соседних стен глядят Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Владимир Корнилов, Лидия Либединская, Виктор Шкловский, Даниил Данин, Натан Эйдельман, Ярослав Голованов, Юрий Щекочихин.

…Лет сто назад, а именно в семидесятые годы прошлого века, тихая эмиграция в книжную иллюстрацию давала советским художникам хлеб и радость. Жутовский — один из мастеров, строивших книгу, как артефакт, рукодельно, тщательно, наслаждаясь подробностями. Отдельные удачи представлены на выставке. Среди них — вертикальная, мрачноватая, к свету тянущаяся графика, созданная для «Планеты людей» Антуана де Сент-Экзюпери.

И вся выставка Жутовского в Трубниковском — такая планета людей. Собрание лиц, определявших смысл и контекст эпохи, материки, островные государства, вершины. Другое название и ключ — «Последние люди империи». Можно и так, если иметь в виду, что последние остаются первыми. Недавние современники, именно они сложили смысл канувшего века. А есть и портреты тех, кто продолжает складывать: Наума Коржавина, Андрея Битова, Юрия Роста.

Жутовский каждому своему портрету придает какое-то внутреннее ускорение, и тогда что-то, видимое только глазу художника как главное, выходит на поверхность. Так смотрит Слуцкий на позднем портрете; глаза, вместившие и «наши судьбы личные, и нашу славу общую», и горечь послевоенных лет, глядят в неведомое, словно опережают лицо.

Отдельная часть выставки — судебные репортажи Жутовского, сделанные во время самого знаменитого процесса первого десятилетия ХХI века — над Ходорковским и Лебедевым. Все они были впервые опубликованы в «Новой» и уже стали частью современной истории.

 Мастер Жутовский пригласил сына старого друга быть своим «напарником». Тэнно-Пэнт Cоостер, аниматор, художник кино, дизайнер, представляет станковую и печатную графику, книжную иллюстрацию и свой иронический и печальный взгляд на флору и фауну. Сын Юло Соостера, выросший на коленях лучших представителей московского андеграунда 60–70-х, уже 20 лет живет в Израиле.

Выставка в Трубниковском переулке, 17, продлится до 10 мая

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera