СюжетыПолитика

Впору звать врача

К национальной безопасности, по мнению чекистов, имеет отношение лишь то, что мешает им наладить глобальный режим всеобщей слежки

Этот материал вышел в номере № 38 от 11 апреля 2011 года
Читать
Чиновник, выступающий с предложением запретить людям пользоваться Skype, Gmail и Hotmail, вызывает ярость и смех у всей сетевой России. Во власти, где вовремя проветривают кабинеты и подметают полы, такого чиновника быть не может. Он будто...

Чиновник, выступающий с предложением запретить людям пользоваться Skype, Gmail и Hotmail, вызывает ярость и смех у всей сетевой России. Во власти, где вовремя проветривают кабинеты и подметают полы, такого чиновника быть не может. Он будто завалялся между страниц прозы Салтыкова-Щедрина и внезапно вывалился в сегодняшний день, этот житель славного и неумирающего города Глупова. И не может быть такой ответственной и современной службы безопасности, которая вдруг топает своим несносимым лубянским сапогом на расшалившихся, разговорившихся, разболтавшихся граждан, уже свыкшихся со свободой личного разговора и тайной частной переписки. Если же такое происходит, то впору звать врача.

И лечить безответственную наглость и потерю социальной ориентации у отдельных представителей чиновничьего класса. Потому что чиновник, даже если он с Лубянки, должен понимать свое место в обществе и свою роль в историческом процессе. Он должен обладать элементарным знанием о том, что класс охранителей и управляющих никогда ничего не изобрел и никогда ничего не создал. От пылесоса до Skype, от самолета до Gmail — все это создано не ими. Весь технический прогресс, делающий жизнь такой удобной, все высокие технологии, которые представляют собой нервные волокна современной цивилизации, созданы не на Лубянке и даже не в Кремле и не им принадлежат. Уже один этот факт должен обязывать их к осторожности в высказываниях и благоразумию в действиях. Общественные сервисы принадлежат обществу и не могут быть изъяты у общества по окрику из того или иного служебного окошка.

Они говорят о том, что шифрующий разговоры Skype и использующая алгоритмы шифрования электронная почта угрожают национальной безопасности. Когда владельцы нефтяных денег выводят их в Англию и там покупают себе королевские дворцы — такой вывод денег они не считают ущербом для национальной безопасности. Когда происходят рейдерские захваты стратегических предприятий — они молчат о национальной безопасности. Когда неизвестные лица рушат LiveJournal, они разводят руками в недоумении и вовсе не рвутся искать преступника. Когда неведомые силы сетевого терроризма крушат сайт «Новой газеты», они не считают это посягательством на национальную безопасность. К национальной безопасности, по их мнению, имеет отношение лишь то, что мешает им наладить глобальный режим всеобщей слежки.

Я их понимаю, им неудобно жить. Все делают что хотят: безответственно говорят по мобильным телефонам, без перерыва пишут электронные письма и часами болтают в бесплатном Skype. Все эти высокотехнологичные штучки действуют им на нервы, потому что на такое огромное поле свободы никаких филеров не хватит. Как просто, как удобно было бы транслировать все наши разговоры прямо в кабинет г-на Андреечкина на Лубянке, чтобы он мог в любой момент знать, какие нежности пишут друг другу влюбленные в Hotmail и какие сказки рассказывают в Skype бабушки внучкам. Но ни одна спецслужба в мире, включая израильский МОССАД, ежедневно борющийся с убийцами детей и захватчиками людей, не додумалась до того, чтобы предъявить такой абсурдный счет обществу: хотите, чтобы мы защищали вас, — все как один стойте перед нами голыми.

В современном мире стран без спецслужб не бывает, но это еще не означает, что под видом спецслужбы должен существовать спрут, влезающий своими щупальцами в каждый дом и компьютер. У нас, живущих в России, хорошая историческая и личная память о Третьем отделении и о Лубянке. Презрение к жандармам, читающим чужие письма, сидит в генах интеллигента. Отвращение к всевидящему оку и всеслышащим ушам Лермонтов завещал всем, кто умеет читать. Бесплотные тени убиенных и замученных никуда не делись из длинных коридоров здания страхового общества «Россия», и уже никогда никуда не денутся так же, как пятна крови на бетоне и тонкие очки Берии, забытые им на углу какого-нибудь письменного стола этого обремененного прошлым здания. И если человек, работающий в этих много помнящих стенах, что-то говорит, он должен знать о тяжелой наследственности своей службы, как знаем это мы. Лубянка не должна забывать, что однажды в истории уже была огромным всеобщим соглядатаем (по совместительству палачом) — и держаться подальше от своего жуткого прошлого.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow