СюжетыОбщество

Почтовый ящик

За прошедшую неделю в редакцию «Новой» пришло 34 письма, по электронной почте – 81

Этот материал вышел в номере № 38 от 11 апреля 2011 года
Читать
Верните «северную пенсию»! Мой отец, участник ВОВ, погиб на войне на Малой Земле. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен. Мы жили без отца с матерью в страшных условиях. Мой брат в 6-7 классе ходил в школу без обуви (босиком). Закончили...

Верните «северную пенсию»!

Мой отец, участник ВОВ, погиб на войне на Малой Земле. Мы до сих пор не знаем, где он похоронен. Мы жили без отца с матерью в страшных условиях. Мой брат в 6-7 классе ходил в школу без обуви (босиком). Закончили 10 классов, учились, работали. Я вышла замуж за молодого человека, который жил на Чукотке. Вместе мы прожили много лет на вечной мерзлоте. Холод достигал - 55ºC.

Мы работали на добыче олова – я вышла на пенсию Ветераном труда Крайнего Севера, но в те времена власть не могла дать нам повышенную пенсию – попросили подождать до лучших времен. Эти лучшие времена, кажется, давно наступили, а возвращать нам обещанную «северную пенсию» никто не спешит.

Е.Ц. КАРАЕВА

По данному письму редакцией «Новой газеты» направлен информационный запрос в аппарат Президента РФ.

Вместо инвалидности больному назначили психдиспансер

Я, капитан вооруженных сил, врач-психиатр, в 2000 году был направлен в служебную командировку в Чеченскую республику, где при выполнении поставленной задачи получил травмы и увечья, по причине которых продолжать военную службу не смог. Единственным средством для существования для моей семьи стала пенсия по инвалидности.

В 2005 году при очередном переосвидетельствовании, невзирая на плохое состояние здоровья (сильные головные боли, обморочные состояния, снижение памяти, опухоли правой ноги), руководитель бюро медико-социальной экспертизы ФИО* вместо того, чтобы предоставить мне бессрочную первую группу инвалидности, заявил, что я абсолютно здоров! Лишенный средств существования, я был вынужден обращаться в различные высшие органы государственной власти, надеясь на помощь. Но, как оказалось, зря – лучше бы и не ходил по инстанциям, поскольку после моих обращений, жизнь моя только ухудшилась.

В 2008 году я был арестован сотрудниками милиции и доставлен в Пензенскую областную психиатрическую больницу. Выписали меня оттуда уже в конце 2009 года. После «лечения» к ранее перечисленным жалобам на здоровье присоединились новые: боли в печени, почках, поджелудочной железе, суставах. Попросту говоря, все тело болело и ныло. Здоровью был нанесен сильнейший, невосполнимый ущерб.

На основании представленных документов, истории болезни, ранее проведенных обследований, а также проведенных дополнительных обследований, у меня выявлены следующие болезни: посттравматический церебральный кистозно-слипчивый арахноидит, гидроцефалия, синкопальные состояния, остеохондроз позвоночника 2-й степени, упорный цефалгический синдром, грыжа диска L4-L5, L5-S1, корешковый синдром L5-S1 слева, гипертоническая болезнь 1-й степени, хронический гепатит, хронический гастрит и органическое поражение ЦНС.

На основании рекомендаций и указаний Всемирной организации здравоохранения, а также законов и положений «об инвалидности» РФ, у меня присутствуют безусловные признаки бессрочной 1-й группы инвалидности. Но почему никто не хочет мне ее присвоить?..

А.С. КРИВОБОК

* ФИО руководителя БМСЭ мы опускаем, но эти данные указаны в копии письма, направленной вместе с редакционным запросом в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Тема следующего письма – новые стандарты высшего образования.

К чему приведут изменения в вузах? Как относиться к бакалавриату и магистратуре, по закону заменившим привычное 5-летнее образование в вузе? Вот мнение нашего читателя профессора Павла Семенова, заведующего кафедрой математического анализа и методики преподавания математики Московского городского педагогического университета.

Участница ТВ-шоу на канале ТНТ: «…Я закончила два высших образования…»

  1. Очень жарко в последнее время обсуждают проект государственного стандарта образования в старшей школе. С ним пока ситуация неопределенна: апробация отодвинута, кажется, на год, а срок введения – чуть ли не до 2020 года. Но вот другая, не столь «слышимая» нашим обществом, но ничуть не менее актуальная новость. Начиная со следующего учебного года, о прежнем уровне высшего профессионального образования (ВПО) в России можно будет говорить исключительно в прошедшем времени.

Дело в том, что с 2012-2013 года в свое непосредственное действие должны вступить новые учебные планы, разработанные в соответствии с новыми ФГОС-ами, федеральными государственными образовательными (третьего поколения) стандартами ВПО. Знаковое отличие ФГОС от прежних стандартов – единообразный переход на систему из двух уровней, с тяжко произносимыми названиями «бакалавриат» и «магистратура».

Проекты ФГОС «висели» на разных сайтах и порталах официальных ведомств довольно долгое время, примерно с 2007 г. Реализовывать их отечественные вузы особенно не торопились, вполне достаточными представлялись прежние (второго поколения) стандарты 2005 года утверждения. Но к осени 2010 г. для основной массы специальностей новые ФГОС были утверждены, см. например, http://www.edu.ru и настал черед их реализации.

Первое, что бросается в глаза при чтении этих ФГОС – отсутствие слова «специальность». Есть «направление подготовки», есть «профиль», есть «квалификация», есть «степень», есть целая страница, уделенная расшифровке аббревиатур типа (ООП, ПКНИ, … ), но вот именно «специальности» - нет. Реакция «нет специальности – нет специалиста» могла бы показаться лишь упражнением в острословии. Однако реальная попытка разработать реальный учебный план в точном соответствии с этими ФГОС показывает, что отсутствие настоящих специалистов среди выпускников наших вузов в 2016 и далее годах, практически неопровержимо следует из заложенной в ФГОС аксиоматики.

  1. Примерно на 40 с. текста ФГОС третьего поколения имеется много правильных и красивых слов о предоставлении различных свобод студентам и вузам. Но есть и около полутора десятка ограничений. Их одновременное выполнение представляет собой весьма увлекательную комбинаторную задачу, которая имеет, к сожалению, практически единственное решение. И решение это, в частности, приводит к тому, что по заметному числу существенных учебных дисциплин аудиторная нагрузка (проще – число лекций и семинаров) снижается на 30-50% по сравнению с нынешней.

Вот как это выглядит практически. В семестре, обычно, 18 недель. Еженедельная «пара» лекций или семинаров по конкретному предмету – это 36 часов. Создатели ФГОС разумно позаимствовали из общеевропейского опыта специальную единицу измерения: зачетная единица (1 з.е.) = 36 часов. На весь учебный год по отведено по всем предметам 60 з.е.

Допустим, что на изучение конкретного предмета, скажем Х, конкретный факультет отвел 5 з.е. в семестр. От общего числа - очень немало, практически недостижимый максимум: ведь за два семестра учебного года количество предметов никак не меньше 20, т.е. в среднем на один предмет получается 3 з.е. Ну, ладно, пусть! Будем считать, что предмет Х – самый важный, базовый, профильный и т.п.

Итак, 5х36=180 часов в семестр – это серьезно. Но (внимание!) первое, что следует сделать – это отвести специальные 36 часов для подготовки студента к экзамену и для сдачи самого экзамена (по 9 часов на каждый из трех дней подготовки и на день самого экзамена). А второе - разделить оставшиеся часы пополам (180 – 36 = 144 = 72 + 72). По ФГОС все часы, оказывается, делятся в среднем пополам между самостоятельной и аудиторной работой студентов. В итоге, на собственно преподавание, на работу в аудитории остается 72 часа – это по одной лекции и по одному семинару в неделю (72=36+36). И это, повторю, по самому важному, принципиальному для подготовки студентов предмету. Реально, за все 4 бакалаврских года таких важных предметов – не более 2-3, по всем остальным или 2, или 3, или (о, счастье!) 4 з.е.

Вот что получается для типичного предмета Y, которому в семестр досталось 3 з.е.: всего 3х36=108 часов, из них 36 – «на экзамен», остается 72 часа, делим пополам 72=36+36, и аудиторной нагрузки остается 36 часов. Чтобы яснее был понятен узаконенный маразм: в самом типичном, самом распространенном случае на подготовку студента к экзамену отводится столько же времени, что и на все преподавательские усилия в течение семестра.

Вот еще одно ограничение ФГОС для бакалавриата (п. 7.3.): «…Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий». Пустячок, а как звучно аукается! Теперь вы не сможете всегда делить 72=36+36 для «основного» предмета Х и 36=18+18 для «типичного» предмета Y: придется довольно часто делать или 72=18+54 (9 лекций по «важному» предмету) или 36=0+36 (вообще без лекций по «типичному» предмету). Ведь в целом, по всему учебному плану первое слагаемое не должно превышать 40% от общей суммы.

  1. По всей стране именно сейчас, именно осенью-зимой текущего учебного года десятки тысяч преподавателей и работников учебных управлений различных вузов в пожарном порядке пробовали как-то выкрутиться из «теплых» объятий рамочных конструкций ФГОС.

В основном, «финтили» с разделением на «самостоятельная + аудиторная» работа. Для одних предметов увеличивали долю реальной работы в аудитории и уменьшали эту долю для не очень значимых дисциплин.

Где-то пробовали отказываться от экзаменов и перебросить 36 часов с «экзамена» в «аудиторию». Но в таком случае вместо экзамена надо проводить зачет, а общее количество зачетов жестко оценивается сверху: не более 12 в год, т.е. обычно не более 6 в семестр, и почти все это количество «забирают» те несчастные дисциплины, которым досталось 2 з.е. Можно и от зачета попробовать освободиться, оставив только контрольные и коллоквиумы, но при таком самообрезании возрастает число аудиторных часов, а их (еще одно ограничение!) не может быть более 27 часов в неделю.

Кто-то апеллировал к тому, что указание о выделении обязательных 36 часов на экзамен слишком давнее. Действительно, речь о письме Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-988ин/13. И министр, давший это ценное указание давно не министр, нет, да и министерства такого уже 7 лет нет, а жив, жив курилка и дает прикурить всей стране! Кто-то, где-то на каком-то совещании сказал, что можно и 27, а не 36. Но, во-первых, юридически существенного приказа все равно нет, а, во-вторых, эти лишние 9 часов общей картины не изменят.

Намеренно нигде ранее не упоминал названий учебных предметов: описанные сложности касаются каждого из них. Больше всего при переходе на ФГОС-3 пострадали смежные специальности, близкие к основным, заглавным направлениям.

Например, в направлении «Педагогическое образование» по профилю «Информатика» математику теперь будут изучать не 1027, а 685 часов и, симметрично, у профиля «Математика» информатику теперь будут изучать не 758, а 214 часов. Это данные по одному конкретному вузу (МГПУ). По другим числа могут быть другими, но характер потерь – тот же: вряд ли на конкретном факультете решатся на 50% уменьшить часы по заглавному для факультета направлению. Другими словами, похоже, что такое же 30-60% падение ожидает, скажем, химию на биологических факультетах, физику - на химических факультетах, и далее – без остановки.

  1. В целом, положение таково. Минобрнауки России выпустило и узаконило документы, имеющие жизненную значимость для всей системы ВПО, не проведя, насколько мне известно, никакой реальной апробации, привязки к конкретным условиям той или иной специальности, ни в какой степени не оценив возможные риски. Такое впечатление, что как там вузам «на земле» удается (и удастся ли вообще) выполнить все требования ФГОС не волнует «в верхах» никого.

Например, в соответствии с указанием Минобрнауки, найти хотя бы примерные основные образовательные программы (ПООП) нового образца вузы могли на сайте ФИРО - Федерального института развития образования http://www.firo.ru/ . Но, по данным учебно-методического объединения (УМО) МГУ http://www.umo.msu.ru/, на конец ноября 2010 г., на сайте ФИРО только 71 из 171 направлений ВПО по бакалавриату имели соответствующие ПООПы. А из общего числа 111 направлений с присвоением квалификации «специалист» такая программа была только в 1 (!) случае. Следует учесть, что представленные ПООПы весьма примерны, и как их адаптировать в конкретных случаях – серьезная управленческая задача. Зато на сайте ФИРО сказано про «миссию» этого научного заведения!

Или же, по нормативным документам Минобрнауки до 1 февраля 2011 года все (!) вузы должны были объявить прием на образовательные стандарты, реализующие ФГОС, соответственно. До этого времени все вузы должны и разработать, и утвердить свои основные образовательные программы по всем направлениям подготовки. Короче, к 1 февраля все вузы должны были сделать все и всюду, а Минобрнауки за 2 месяца до этого срока только в трети случаев смогло примерно сказать, что вообще имеется в виду. Да ладно бы, только проблемы с наполнением содержания многочисленных профилей: даже просто перечни самих профилей не прошли никакой общественной или профессиональной экспертизы. В итоге, некоторые направления ВПО имеют разумное (6-10) количество профилей, а в некоторые направления включены и по 30-40 наименований профилей.

Неопределенна ситуация даже с обязательными, общезначимыми для всех вузов предметами. Как отмечалось в решениях совместного заседания УМО МГУ и съезда Ассоциации классических университетов России (ноябрь 2010), «…до настоящего времени нет утвержденных и рекомендованных вузам примерных программ дисциплин, обозначенных во ФГОС, как «обязательные» к реализации всеми вузами (Философия, История, Иностранный язык, …)».

Перечень подобных несостыковок между широко анонсированными целями проекта под условным названием «ФГОС-3» и реальными свершениями можно продолжать долго. Но самое забавное состоит в том, что все это «третье поколение» стандартов замешано на идее компетентности. Кому-то и когда-то в руководящих образовательных кругах надоели прежние и понятные всем ЗУНы, т.е. знания, умения и навыки, и было найдено (или заимствовано) новое волшебное слово – компетентность.

Да уж, ничего не скажешь, «богатое слово», как говорила Эллочка-людоедка по поводу несколько иного термина. И вот уже почти десяток лет отечественное просвещение испытывают на прочность различными версиями всяческих «компетентностных» подходов. Весь текст и суть ФГОС-3 по замыслу также основан на наборе «компетентностей». Например, в стандарте по направлению «Педагогическое образование» перечислены 33 обязательные, спущенные свыше компетентности и от каждого профиля требуется еще около 20 своих спец. компетентностей. Но на простой вопрос: «Можно ли сформировать хоть какую-то компетентность, минуя знания, умения, навыки?» положительного ответа никто не дал, и, уверен, не даст. В частности, в самих ФГОС-3, после всей мишуры перечисления «компетентностей», идет Раздел VI, с длинным набором таблиц, в которых говорится, как достигать тех или иных компетентностей через простые «знать, уметь, владеть». А коли так, то зачем городить компетентностный огород? Так бы сразу и говорили, чему учить. Так нет же! Нет и нет!! И получается почти, как у незабвенного А. Иванова:

«Все б резвиться им, голубчикам, дерзать…Компетентности все хочут показать…»

Профессор Павел Семенов , доктор физико-математических наук,
заведующий кафедрой математического анализа и методики преподавания математики
Московского городского педагогического университета

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow