СюжетыОбщество

Тендер на изучение "опыта регулирования интернета" - это имитация деятельности

У правительства не хватит пороху довести начинание до ума: слишком много бумаг предстоит перелопатить

Этот материал вышел в номере № 40 от 15 апреля 2011 года
Читать
На сайте госзакупок 14 апреля размещен заказ под названием "Зарубежный опыт регулирования ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет". Стоимость контракта - 973 тысячи рублей, срок готовности - 1 ноября 2011...

На сайте госзакупок 14 апреля размещен заказ под названием "Зарубежный опыт регулирования ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет". Стоимость контракта - 973 тысячи рублей, срок готовности - 1 ноября 2011 года, заказчик - департамент пресс-службы и информации правительства России. Цель работы, согласно техзаданию: "определить основные существующие подходы в законодательстве зарубежных стран к правовому регулированию ответственности участников правоотношений при использовании сети Интернет".

В перечень стран, предлагаемых к исследованию, включены пять крупнейших западных держав: США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, и три крупнейших из тех, где регулирование Интернета традиционно считается чрезмерным и политически ангажированным: Китай, Казахстан и Белоруссия. Алексей Навальный в своем блоге иронизирует: "Какой же опыт внедрять будем? Отсталый: США, Канада, или передовой: Китай, Казахстан, Белоруссия?".

История под названием "российское государство и Интернет" - давняя и запутанная. Ее отсчет можно начать с декабря далекого 1999 года, с первой встречи интернетчиков у тогда еще премьер-министра Путина. Выступали министры Михаил Лесин от Минпечати и Леонид Рейман от только что образованного Минсвязи, в присутствии вице-премьера Ильи Клебанова, руководителя Центра стратегических разработок Германа Грефа и примерно двадцати представителей сетевого сообщества. Министры настаивали на усилении роли государства (в частности, предлагалось передать все доменное хозяйство в государственные руки), ошарашенные напором интернетчики возражали, а точку в дискуссии поставил Путин, заявив: "мы не будем искать баланса между государственным регулированием сети и свободой. Выбор всегда будет в пользу свободы".

Указание Путина было выполнено буквально. Следующее десятилетие Интернетом вообще всерьез никто из чиновников и депутатов не занимался: не корректировались нужные законы (правда, и ненужные тоже не принимались), была фактически провалена программа "Электронная Россия", и только пришедший в 2008 году Дмитрий Медведев несколько оживил этот унылый пейзаж. К тому времени накопившиеся правовые противоречия уже стали вопиющими: в законах не было, например, прямого указания на то, кто является крайним, если блоггер Вася нахамит в адрес Президента или опубликует контрафактный материал. Государство и крупные компании вовсю пользовались этой дыркой в свою пользу, сваливая вину на ни в чем не виноватых владельцев дискуссионных площадок и даже на провайдеров доступа - они-то всегда под рукой, в отличие от Васи, которого еще надо где-то искать. При этом как-то затушевывалось, что истцы прямо нарушают закон о связи, согласно которому провайдеры доступа не могут отказывать в предоставлении услуг.

Этой темой законодательный хаос в области Интернета не ограничивался. В России фактически не действует закон об электронной цифровой подписи, потому что не был четко определен круг лиц, предоставляющих сертификаты. Понятия "сайт" или "блог", с точки зрения закона, так и не существует, а значит, непонятно, что значит "закрыть сайт". Интернет-торговля с оплатой по мобильному телефону через посылку SMS, формально говоря, незаконна, ибо нарушает все тот же закон о связи: SMS должно стоить столько, сколько оговорено в тарифе. Вас еще надо убеждать, что Интернет давным-давно нуждается в адекватном правовом обеспечении?

О том, в какой обстановке правительство, кажется, все-таки начинает интересоваться правовыми вопросами Интернета, говорит факт, озвученный советником Минкомсвязи Олегом Рыковым года три назад: к Интернету прямо или косвенно тогда имели отношение 1492 федеральных законодательных акта и еще огромное количество региональных (например, только в Москве - 900 штук). С тех пор их количество не уменьшилось, а увеличилось, а все дыры так и остались не заделанными. В прошлом году сразу две команды - в Минсвязи и независимая группа под руководством известного юриста Михаила Федотова - попытались начать распутывать эти узлы, но инициатива заглохла, не успев вылиться в что-то конкретное. От инсайдеров расходились слухи, что недоволен Президент Медведев, который не желает изменений в своем детище - четвертой части ГК, а без этого нельзя даже начать.

На уровне аппарата правительства интерес к теме регулирования Интернета проявляется впервые: до сих пор это были лишь отдельные ведомства, от чего бардак только увеличивался. Потому стоит опасаться не того, что правительство внедрит "передовой", по выражению Алексея Навального, опыт Китая, Казахстана или Белоруссии. Куда вероятнее, что озвученный тендер окажется лишь имитацией деятельности, и у правительства не хватит пороху довести начинание до ума: слишком много бумаг предстоит перелопатить. А без этого одинаково плохи (в лучшем случае - бесполезны) окажутся любые постановления о "регулировании Интернета" - и самые прогрессивные, и самое мракобесные.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow