СюжетыОбщество

Обстоятельства бунта

По итогам служебной проверки бунта, произошедшего 17 апреля в ИК-10 города Краснокаменска, наказание понесли 14 офицеров УФСИН

Этот материал вышел в номере № 43 от 22 апреля 2011 года
Читать
Инспектировал сгоревшую колонию лично директор ФСИН России Александр Реймер. Его решением пятеро офицеров, в том числе начальник ИК-10 Александр Рябко, уволены из системы исполнения наказаний. Остальные офицеры были понижены в должностях...

Инспектировал сгоревшую колонию лично директор ФСИН России Александр Реймер. Его решением пятеро офицеров, в том числе начальник ИК-10 Александр Рябко, уволены из системы исполнения наказаний. Остальные офицеры были понижены в должностях или получили выговоры. Предупреждение о неполном служебном соответствии получил и начальник Забайкальского УФСИН Владимир Никетеев.

Служебную проверку пожара, уничтожившего практически всю «десятку», десант из центрального аппарата службы исполнения наказаний проводил три дня. «Был выявлен ряд нарушений должностных инструкций, просчетов в работе, которые, в частности, спровоцировали ситуацию в ИК №10», — заявил глава пресс-бюро ФСИН России Александр Кромин.

Что это за просчеты в работе, какие инструкции и за что конкретно тот или иной офицер понес наказание, Кромин не пояснил.

В то же время прокуратура Забайкальского края восстановила картину бунта. Зэки два дня готовились к погрому. Они распределили роли и разбились на группы. Непосредственно перед поджогом завесили окна одеялами, чтобы сотрудники администрации обнаружили пожар как можно позже. Организаторами стали около десяти заключенных. Следствие еще не закончено. Однако, по мнению следователей, основная причина ЧП — «стремление осужденных дезорганизовать деятельность администрации колонии». Другие причины пока не называются.

УФСИН Забайкальского края рапортует, что сейчас обстановка в колонии спокойная, жертв и пострадавших нет, создана комиссия, основная забота которой питание и размещение зэков.

Однако есть и другая информация. Так, мать одного из заключенных во время бунта была на свидании. Она рассказывает, что после пожара всех заключенных выгнали на плац, раздели, уложили плашмя на асфальт и затем сотрудники ФСИН стали избивать их, прыгать по телам и травить служебными овчарками. Это же подтверждают и заключенные «десятки», переведенные в другие колонии края. Многие из них сильно избиты и содержатся в изолированных помещениях. Это притом что, по словам сотрудников ФСИН, зачинщики бунта остались на территории сгоревшей колонии.

Для забайкальских правозащитников бунт в «десятке» не стал неожиданностью. «Ситуация в колониях края стала резко ухудшаться еще в начале этого года», — говорит глава Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов, кстати, сам бывший работник ФСИН. В январе стали поступать сообщения от заключенных ИК-5 и ИК-3 о «профилактических рейдах» спецназа, в ходе которых зэков избивали. Причем прокуратура, которая по закону обязана сопровождать такие рейды, ничего об этом не знала. Затем был голодный бунт в ИК-10, который удалось подавить тем же спецназом.

«Я два раза встречался с начальником Забайкальского УФСИН Никетеевым, — говорит Черкасов. — Просил допустить нас на территорию колоний. Уверял, что чернить систему мы не собираемся. Просто хотим проверить поступающую информацию. Однако получал отказ. Поэтому сейчас очень важно, чтобы независимая комиссия Общественной палаты РФ приняла участие в расследовании. Ведь «официальные» правозащитники в регионах, например при УФСИН, как правило, озвучивают только официальные версии».

Однако представитель ФСИН Александр Кромин считает, что требование Черкасова не имеет под собой никаких оснований. «На территории колонии уже побывал глава Бурятского общественного совета при ФСИН, а также представитель уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае. Необходимости в других правозащитниках мы не видим».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow