Сюжеты

Поляки нам еще покажут

Сегодня фестиваль польского кино закончится в «Художественном». Чтобы на следующей неделе начаться в кинотеатре «Факел»

Этот материал вышел в № 43 от 22 апреля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

В Россию в четвертый раз пришел фестиваль польских фильмов «Висла». (15-22 апреля — «Художественный», 28 апреля – 5 мая — «Факел», м. «Авиамоторная»). «Висла» показывает самые яркие работы последнего времени. Тлен предательства разлагает...

В Россию в четвертый раз пришел фестиваль польских фильмов «Висла». (15-22 апреля — «Художественный», 28 апреля – 5 мая — «Факел», м. «Авиамоторная»). «Висла» показывает самые яркие работы последнего времени.

Тлен предательства разлагает дружбу двух бывших однополчан в «Крещении» Марчина Вроны, лауреата «Серебряных львов» фестиваля в Гдыне. Режиссер разворачивает гангстерский триллер в экзистенциальную драму.

Моральная дилемма стоит практически перед всеми героями нынешнего польского смотра. Юная красотка «Розочка» (главный приз национального фестиваля в Гдыне; режиссер — Ян Кидава-Блоньский) должна отказаться от собственной влюбленности в энкавэдэшника, вынудившего ее шпионить за известным писателем, услышать в себе прежде неведомый голос совести. В ставшем уже знаменитом мелодраматическом триллере «Реверс» (приз программы «Перспективы» ММКФ) режиссер Борис Ланкош исследует изнанку социалистической жизни братской Польши в момент смерти Сталина. Фреска «Венеция» Жана Якуба Кольски — повествование о большой польской семье, «пережидающей» войну в загородном поместье. Но «переждать» не получается. Война разрушит гармонию дома. Напоминанием о мире останется только вода, затопившая подвал. Вода, ставшая для домочадцев воображаемой венецианской лагуной. В самый разгар войны они назло смерти устраивают свой карнавал.

Фильмы программы вовсе не безупречны. Как и российские ленты новой волны, грешат сценарными проблемами. Как и в нашем кино, у поляков доминируют мрачные краски. Таково, видимо, сегодня мироощущение художника. Самая нашумевшая работа последнего времени — еще одна семейная драма «Кошачья мать Тереза» Павла Сали. Эта история потрясла поляков. Режиссер скупыми средствами пытается размотать пленку событий, если не понять — нащупать мотивацию убийства двумя подростками своей матери.

Многие фильмы программы исследуют проблему нравственного распада современного общества. Этой теме посвящены и «Галерьянки» Катажины Росланец (она лауреат многих фестивалей) — польская версия драмы взросления, вроде картины «Все умрут, а я останусь». В стиле черно-белых гравюр, иллюстрирующих «Библию», решен практический бессловесный авторский фильм «Лес» Петра Думалы. Сын прощается с умирающим отцом, и прощание это превращается в ритуал.

В программе фестиваля также дебюты, анимация, работы известной лодзинской киношколы, ретроспективы Анджея Вайды и Кшиштофа Кесьлевского.

Крупнейший смотр современного польского кино создавался в трудное время охлаждения отношений между странами. Но семейная пара Малгожата Шлаговская-Скульская и Петр Скульский решились «топить лед» очередной польско-русской «зимы». Они запустили над Варшавой фестиваль российского кино «Спутник». А «Висла» из Москвы «потечет» в Нижний Новгород и Екатеринбург.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera