СюжетыКультура

Как стать аристократом

Владимир Рецептер наладил их производство в своем Центре

Этот материал вышел в номере № 45 от 27 апреля 2011 года
Читать
Зайдите на сайт петербургского Пушкинского центра Владимира Рецептера pushkincenter.ru. В разделе «Труппа театра» — аристо-кратические молодые лица. Актеры театра-студии «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении...

Зайдите на сайт петербургского Пушкинского центра Владимира Рецептера pushkincenter.ru. В разделе «Труппа театра» — аристо-кратические молодые лица.

Актеры театра-студии «Пушкинская школа» становятся аристократами в мудром соприкосновении с Пушкиным, Шекспиром, Гоголем под рукой Рецептера, актера БДТ времен Товстоногова. Их «Гамлет» — мой лучший «Гамлет» в жизни. Это кажется невероятным, но это так. В простых и эффектных черных костюмах, в одной декорации — большая птичья клетка — трагедия принца Гамлета разыграна по незыблемым законам чести.

Чтобы шекспировский текст в переводе Пастернака зазвучал чисто и точно, нужны хорошо настроенные инструменты-актеры. В них есть все, что нужно, и всего в меру: глубокого внимания к тексту, пафоса, обаятельного ученичества и актерского мастерства. Они играют «Гамлета» так свежо, как будто этого не делал никто до них, и в то же время учитывая опыт усталости текста, сценических традиций, и легко отметают его. Они ясно играют трагедию разрушения юношеских идеалов. Понимание, что идеалы стоят того, чтоб идти до конца. «Как, и рапира с ядом?» — тоненько, в противовес своим же грозным ламентациям, вскрикивает Гамлет на дуэли с Лаэртом: он верил в честную игру до самого конца.

«Какой хороший спектакль! Какая удачная постановка!» — шелестел зал на «Гамлете» в Театре Фоменко. Редкая для Москвы картина, где театральный разъезд обычно проходит молчком, в суете гардероба.

Творческий вечер Леонида Мозгового в честь его 70-летия, звезды лучших фильмов Александра Сокурова, а теперь студента («Каждые пять лет надо снова куда-то поступать и переучиваться!») и актера театра-студии «Пушкинская школа», состоялся тоже в рамках гастролей: «Леонид Палыч, молодой и перспективный актер, рискует поступать к нам!» — аттестовал давнего друга Рецептер на сцене «Глобус» Театра на Сретенке. Тут есть перекличка: первый в России и мире театр Пушкина создан по образцу мемориального шекспировского театра в Стратфорде-на-Эйвоне, а имя Шекспира связывают с лондонским Театром «Глобус».

Преданности и любви к литературе, театру, своему искусству молодые актеры Рецептера учатся и у Мозгового, который выходит — и светится. И, глядя на него, понимаешь, зачем театр. Как театр может изменить тебя, сделать другим.

Ничего не утаил Леонид Павлович от публики: учеба у великого педагога Бориса Зона, работа за прописку в Театре музыкальной комедии, хотя звавший в Театр комедии Николай Акимов в ужасе кричал: «Это же интеллектуальная смерть!» После поездки в Забайкалье и Монголию — переход на работу в эстраду: «Не только потому, что получал больше, чем коллеги в драматических театрах, но потому, что тогда профессия чтеца еще была нужна». С чтецкими программами объехал всю страну.

Москвичам Мозговой читал отрывки из программы «Я жил, чтоб мыслить и страдать». С разящей иронией — некрасовского «Нравственного человека»: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла…» Читал студенческое стихотворение Блока, написанное 3 марта 1903 года:

…Кто-то поставлен у власти?Власти не хочет народ.Дремлют гражданские страсти.Слышно, что кто-то идет.

Актер может вместе со всеми выходить на площадь. Но если у него есть граждан-ская позиция, он обнародует ее через стихи: Некрасова, Блока, Окуджавы, Галича. Как Леонид Мозговой, «Адольф Ильич Чехов», сыгравший у Александра Сокурова Гитлера, Ленина, Чехова, — не ввязываясь в медийные перепалки, но ясно выражаясь со сцены. И это всего седьмой класс «Пушкинской школы» Рецептера!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow