СюжетыСпорт

Набоков и другие

Раньше в нашем элитном хоккейном дивизионе российских вратарей было мало, и это очень плохо отражалось на сборной. Теперь кандидатов стало как никогда много, и это оказалось еще хуже

Этот материал вышел в номере № 45 от 27 апреля 2011 года
Читать
Определиться с вратарской линией перед стартующим послезавтра чемпионатом мира тренеры не могли до самого последнего момента. Впрочем, и самих-то тренеров дождались на флажке, когда уже поздно было кого-то проверять или решаться на...

Определиться с вратарской линией перед стартующим послезавтра чемпионатом мира тренеры не могли до самого последнего момента. Впрочем, и самих-то тренеров дождались на флажке, когда уже поздно было кого-то проверять или решаться на кардинальные изменения.

На только что закончившихся Чешских хоккейных играх два ставших победными матча Вячеслав Быков дал сыграть чемпиону мира-2008 Евгению Набокову, который в экстренном порядке и без письменного разрешения клуба «Нью-Йорк Айлендерс» пытался набрать утерянную за четыре месяца простоя форму. Еще в одном матче ворота без особого успеха защищал опытный Василий Кошечкин, успевший после вылета «Северстали» из розыгрыша Кубка Гагарина забыть о своих прежних подвигах. Самый ценный игрок плей-офф, голкипер «Атланта» Константин Барулин, вояж по маршруту Мальме — Брно совершил в качестве туриста: для него места в воротах не нашлось. В ближайшем резерве находился вратарь «Нефтехимика» Иван Касутин, готовый присоединиться к сборной в любой момент. Наконец, на исходе недели штаб сборной дозвонился до чемпиона мира-2009 Ильи Брызгалова, который вылетел со своим «Финиксом» после первого же раунда Кубка Стэнли и ранее подтверждал свое желание сыграть за сборную.

Ситуация стала совсем интересной после того, как отличающийся непредсказуемостью Брызгалов не сказал ни «да», ни «нет» — или, возможно, напомнил о старом условии: если он едет в сборную, то только первым номером. Такое уже было перед чемпионатом мира в швейцарском Берне, когда имевший не меньше оснований занять пост номер один Евгений Набоков тактично уклонился от вызова в главную команду страны — чтобы не создавать излишних осложнений.

Но с Брызгаловым были еще цветочки — ягодки поспели только в начале текущей недели, когда давно перешедшая в фарс драма с «откреплением» Набокова от «Айлендерс» завершилась очередным отказом. За день до объявления состава сборная оказалась без двух потенциально первых номеров при полном отсутствии ясности с вратарской позицией. Но хвататься за голову надо было раньше, чтобы иметь какой-никакой люфт перед тем, как определиться.

…Евгения Набокова из Сан-Хосе в расположение сборной вызвал президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. С этической точки зрения поступок великого вратаря выглядел безупречно: с одной стороны, он тем самым извинился перед прекрасным вратарем и человеком за позицию руководства питерского СКА, которое буквально вытолкало вратаря из клуба и страны прошлой осенью, с другой — он надеялся, что Набоков с его богатейшим опытом сможет помочь сборной в Братиславе. Третьяк сильно рисковал, приглашая вратаря без игровой практики, но препоны ждали не там, где ожидалось, — заключались они отнюдь не в форме голкипера, а в юридических тонкостях.

С подачи своего агента Дона Мина Набоков отказался играть за аутсайдера НХЛ «Айлендерс» (вратарь рассчитывал выступать за «Детройт») — и получил за это дисквалификацию. По ходу бесконечных переговоров, в которых было задействовано в том числе и руководство Международной федерации хоккея (IIHF), периодически объявлялось, что устное разрешение выступать на чемпионате мира получено. Набоков даже подтвердил, что будет играть за «островитян» в будущем сезоне, но жертва, похоже, оказалась напрасной.

Естественно, Набокова по ходу этой эпопеи замучили вопросами, на которые он сам не знал ответа. Можно было, конечно, не обращать внимания на позицию клуба, за который голкипер не провел ни одной встречи, но это не устраивало не заинтересованную в скандале IIHF. Руководители российского хоккея, увы, поначалу отнеслись к возникшей проблеме не слишком серьезно: на первый взгляд бывали случаи и потруднее (Александр Радулов тоже играл на чемпионате мира, находясь в НХЛ под запретом). Но никогда еще за нашу сборную не выступал игрок, который дисквалифицирован клубом НХЛ и за которого больше никто не отвечает. Наверное, отказ Евгения Набокова выступать за «Айлендерс» был все-таки ошибкой, отозвавшейся таким вот самым неожиданным образом.

…В обычной ситуации вратарь — половина команды. В ситуации экстремальной, каковой и является чемпионат мира, этот процент может вырасти до ста: просто одна ошибка голкипера «весит» в сто раз больше, чем ошибка полевого игрока. Достаточно вспомнить, что оплошность Александра Еременко в полуфинале московского чемпионата мира, не исключено, стоила сборной России чемпионского звания.

Медальный спектр результатов сборной России за последнее четырехлетие в большой степени определялся ее вратарями, и Вячеслав Быков не может не признать, что в 2008-м ему крепко повезло с Набоковым, а год спустя — с Брызгаловым. Теперь главному тренеру сборной страны за сутки с небольшим надо было определиться, стоит ли дальше на них надеяться. Возможно, от этого зависела и его судьба.

Выбор был сделан: Набоков, Барулин, Кошечкин.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow