СюжетыОбщество

Тень победы в Химкинском лесу

Охранников сменили «гопники», тяжелую технику — рабочие с бензопилами

Этот материал вышел в номере № 49 от 11 мая 2011 года
Читать
6 мая На эколагерь напали в 3 часа ночи. У костра сидели лишь несколько человек, остальные отсыпались в палатках. Днем фотографу «Новостей Клина» разбили лицо. Накануне активисту Никитенко вывихнули пальцы, Алексею Белых сломали нос…...

6 мая

На эколагерь напали в 3 часа ночи. У костра сидели лишь несколько человек, остальные отсыпались в палатках. Днем фотографу «Новостей Клина» разбили лицо. Накануне активисту Никитенко вывихнули пальцы, Алексею Белых сломали нос…

«Харвестер» (лесопильный трактор) прорубился через пролесок и поехал прямо на лагерь. За ним шли 13 человек в спортивных костюмах. В отдалении маячили трое охранников в форме ЧОП «Витязь».

Накачанных парней в спортивных костюмах, оказывающих силовую поддержку одетым в форму чоповцам, в лагере окрестили «гопотой». «Гопники» пускали в ход кулаки и арматуру, организовали в лесу наблюдательные пункты, представлялись «отрядом быстрого реагирования» «Витязя». Официальные охранники «Витязя» подтверждали журналистам, что «гопота» принадлежит к «специальной группе» ЧОПа, однако отрицали это же в беседе с полицией.

…«Харвестер» пер прямо на палатки. Поднялся крик, начали будить спящих. Экозащитники — к ночи в лагере их осталось всего 11 — встали перед ним: сначала толпой, затем цепью.

Екатерина Дроботенко снимала гопников на фотоаппарат. Ее оттолкнули, потом повалили на землю, ударили ногой. Вера Ленина бросилась к матери — и тоже оказалась на земле. Один из «гопников» поднял с земли обрезок резиновой трубы и молотил им направо и налево. Через три минуты экологи буквально откатились назад. «Харвестер» проехал на стоянку — заправляться.

«Скорую» вызвали не сразу: слишком сильный был шок. Но через 10 минут у Олега Мельникова сильно опухло лицо, приехавшие врачи обнаружили двойной перелом челюсти со смещением. Вера Ленина, получившая удар в горло, начала задыхаться, у Сергея Агеева голова оказалась пробита кастетом. Всего пострадало семь человек. Четырех — самых тяжелых — забрала «скорая».

Полиция прибыла через 40 минут. При ее приближении «оперативный отряд гопоты» скрылся в лесу. Старший по смене ЧОПа Сергей Паршин пояснил, что «никаких мужиков в гражданском» он не знает, а «весь личный состав ЧОПа спал».

Позже приехала следственно-оперативная группа — сняли следы ботинок и шин, забрали обрезок трубы.

В 9 утра избили Сурена Газаряна. Он ехал на велосипеде в сторону моста через Клязьму, увидел вчерашних «гопников» и не успел повернуть. Его пинали ногами, пока не потерял сознание. Велосипед сломали и выбросили в канаву.

Полиция вернулась около 11. В лагерь подходить отказались — «там у вас грязно». Обстоятельства избиения Сурена и ночного нападения их интересовали мало. Основной вопрос: «Сколько вам тут платят?»

Но тут экологам крупно повезло. Активисты увидели приближающуюся по бетонке группу из шести вчерашних нападавших. Когда «гопников» окликнули, они побежали.

Кажется, сработал рефлекс: скептики-полицейские мгновенно завели машину и рванули за беглецами. Пятеро «гопников» сообразили броситься в лес, оставшегося полиция скрутила и затолкала в машину.

Везение не кончалось. В бытовке охранников активисты заметили еще одного из «гопников». Сотрудники ЧОПа загородили двери, на переговоры и на задержание подозреваемого у полицейских ушло полчаса.

После операции вернулся в лагерь Олег Мельников. Врачи удалили из десны осколки зубов, стянули кости челюсти металлической конструкцией и предупредили, что ближайший месяц он будет питаться через трубочку. Покидать лагерь Олег отказался.

…К 9 вечера поступает информация о рубке у деревни Вашутино. Организуют вылазку: на колонне из 7 машин заезжают «в тыл», а потом долго пробираются лесами, форсируют ручьи, обходят трясину. Последние несколько метров экологи ползут на корточках.

Подойти незаметно не получилось. Когда активисты вышли на просеку, техника стояла, а водители и рабочие исчезли. На всю вырубку осталось трое панически свистящих охранников — численный перевес явно не на стороне ЧОПа. «Не бойтесь, бить не будем», — улыбаются экологи.

На скандал из леса выходит пара «гопников». Экозащитники вызывают милицию — «гопники» тут же прячутся в чаще…

Уже на обратном пути выясняется: один из «правых», накануне примкнувших к эколагерю, успел замазать лобовое стекло на «Харвестере» красной краской: «Пару часов будут подбирать растворитель».

Вырубка у Вашутино возобновилась около 11 вечера. Разведка донесла, что охранников и «гопоты» теперь около 30 человек. В лагере на тот момент оставалось 15 активистов, в том числе четверо раненых. После ожесточенных споров решили на вырубку не идти. «Там же рубят, а мы — защитники! — отчаянно повторял Гена Строганов. — Что у нас тут — пионерлагерь?»

7 мая

Утром в лагере экологов оставалось около 10 человек. К лагерю съезжаются тяжелые фуры: то ли валить лес, то ли вывозить бревна. Впрочем, через несколько минут выясняется: фуры будут вывозить старые погрузчики.

Около пяти часов вечера одна из разведгрупп докладывает: отряд рабочих с «Харвестером» обнаружен в Старбееве, в 15 минутах езды от лагеря. Туда приезжаем группой человек 30. При виде активистов откуда-то возникают охранники в форме ЧОП «Витязь», смотрят испуганно.

— А что это вас так мало? — удивляется кто-то. — Нас предупредили, что в лесу ходят экологи, поджигают технику, нападают. Сами-то мы тут первый день.

Выясняем: «Харвестер» сломан, другой техники на этом участке леса нет, и рубок не будет, но позади тянется полоса совсем недавно поваленных берез. Пройдя километр вдоль вырубки, обнаруживаем рабочих с бензопилами. При виде активистов те немедленно заглушают технику, выставляют оцепление. Евгения Чирикова звонит в полицию, там обещают приехать. Но спустя несколько минут в лесу появляется КамАЗ без опознавательных знаков. Рабочие грузят оборудование, чоповцы прикрывают тылы и дружно маршируют в сторону города. К моменту приезда полиции на месте преступления — только десятки поваленных деревьев.

Вечером обнаруживаем: по всему лесу эвакуируют не только старую технику, но и бытовки рабочих, прячут любые следы работ. Правда, после выясняется, что прямо около терминала D аэропорта «Шереметьево» рубка деревьев продолжается.

8 мая

Народный сход в Старых Химках оборачивается задержаниями. ОМОН наблюдает, как полсотни людей собираются возле входа в парк Льва Толстого. Но едва появляется Евгения Чирикова, толпу тормозят полицейские. Полковник Цуриф, ранее руководивший задержаниями экологов, заявляет, что акция незаконна. Сотрудники полиции хватают активистов по одному, волокут за руки и за ноги, буквально зашвыривают в автобус. Первыми берут самых известных: лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова, лидера «Яблока» Сергея Митрохина.

Задержанных — более 20 активистов — отвезли во 2-е отделение УВД по г. Химки. Полицейские фактически забаррикадировались внутри — не пускали ни активистов, которые хотели написать заявление о незаконном задержании, ни юристов.

У Сергея Агеева, которому в ночь с 5 на 6 мая проломили голову, страшные боли, Олег Прудников во время задержания получил удар по больному зубу. В госпитализации задержанным полицейские отказали.

Все задержанные пишут ходатайства о переносе рассмотрения дела по месту жительства, поэтому около 7.30 все уже свободны. Отправляются в лес, обнаруживают свежесрубленные деревья. «Раньше мы от них бегали, а теперь они от нас прячутся», — говорят довольные активисты.

9 мая

Техники в лесу по-прежнему нет. Совсем. Экологи радуются, собирают мусор по оврагам (к концу дня набрали 1200 литров), устраивают концерт у костра, жарят шашлык.

Женя Чирикова записывает праздничное обращение. Называет своих соратников «братья и сестры». «Сейчас идет война, — говорит она. — Нашу землю оккупировал враг».

10 мая

В 4 утра разведка обнаружила в лесу группу из трех рабочих — без документов и под охраной ЧОПа. Видимо, порубщики решили, что экологи, легко садящиеся на хвост неповоротливым «Харвестерам», не смогут отследить перемещение мобильной группы по лесу. Поэтому и вывели технику.

Вырубку остановили, вызвали полицию. При слове «полиция» рабочие мгновенно грузятся в автобус и уезжают.

Следующую группу порубщиков обнаруживают в 10 утра. Рабочих уже 10, у каждого — по бензопиле. Вырубка остановилась, грузчики уезжают, новая потасовка между ЧОПом и экологами — синяки, ссадины, ушибы. «Да это и не травмы никакие, — говорят активисты. — Травмы — это когда голова проломлена, кости…» Задержали Сурена Газаряна — «за нападение на сотрудника ЧОПа». Полицейские уже успели отказать экологам проходить по этому делу свидетелями, а их видеосъемку объявили «подлогом и монтажом».

«Технику вывели — и наши методы изменились, — говорит Чирикова. — Теперь занимаемся чистой партизанщиной. Выследить, обойти, наскочить».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow