Сюжеты

Де Ниро не сможет расслабиться

С 11 по 22 мая — главный кинофорум мира. Россия рассматривается «особым взглядом»

Этот материал вышел в № 49 от 11 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Россия в рамках 64-го Каннского кинофестиваля «рассматривается» в «Особом взгляде». И последние недели перед фестивалем были накалены волнениями и надеждами, которые, одна за другой, остывали, не осуществляясь. Сначала из гонки...

Россия в рамках 64-го Каннского кинофестиваля «рассматривается» в «Особом взгляде». И последние недели перед фестивалем были накалены волнениями и надеждами, которые, одна за другой, остывали, не осуществляясь.

Сначала из гонки претендентов выбыли «тяжеловесы». В Каннах не увидят заключительную часть «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова «Цитадель», а также «Фауста» Александра Сокурова (очевидно, фильм появится в Венеции). Потом стало известно, что самобытная, при этом вполне европейская картина Бакура Бакурадзе «Охотник» отобрана во вторую по значимости программу «Особый взгляд» (его «Шультес» был участником каннского двухнедельника режиссеров). До последнего не была решена судьба и одной из интереснейших работ последнего времени — «Елены» Андрея Звягинцева. Инсайдерская информация донесла, что мнения отборочной комиссии разделились: у фильма, совершенно не похожего на предыдущие метафизические изыскания режиссера, обнаружились горячие сторонники и непреклонные оппоненты.

Еще до начала съемок «Елена» была удостоена награды на престижном международном фестивале «Сандэнс» за лучшую сценарную разработку. После сокрушительного успеха в Венеции звягинцевского дебюта «Возвращение» (картина удостоилась сразу двух золотых «Львов») режиссера переманили Канны. На Ривьере его «Изгнание» получило приз за лучшую мужскую роль (Константин Лавроненко). Споры вокруг «Елены» продолжались даже после объявления официальной программы. Буквально накануне открытия Канны официально заявили о дополнительном «приеме» двух картин. Экспериментальная черно-белая комедия «Артист» Мишеля Хазанавичуса (создателя пародий на бондиану «Агент 117» и «Агент 117: Миссия в Рио») назначена двадцатым участником конкурсной программы. «Елене» предоставили почетный слот: закрыть вторую по значимости программу «Особый взгляд», которую оценивает жюри во главе с Эмиром Кустурицей. Среди участников этой секции, которая в последние годы набрала невиданную силу, работы Ким Ки Дука, Андреаса Дрезена, Брюно Дюмона. Открывает программу фильм «Не сдавайся» Гаса Ван Сента о неизлечимо больной девочке и мальчике, общающемся с призраками.

Канны в очередной раз демонстрируют миру статус самого привередливого, сильнейшего киносмотра. Режиссеры со звездными именами в этом киносезоне оказались соперниками в жестком отборочном туре. Победили ли сильнейшие, покажет конкурс. На фестиваль возвращаются мастера из так называемой каннской номенклатуры. Педро Альмодовар привезет свою версию романа Тьерри Жонке «Тарантул». «Кожа, в которой я живу» называется его картина, главную роль в которой — гения пластической хирургии, создавшего искусственную кожу, — сыграл Антонио Бандерас. «Меланхолия» Ларса фон Триера — один из претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». В этой фантастической драме романтическая история со «свадебными колоколами» (в главных ролях Александр Скарсгаард и Кирстен Данст) разворачивается на фоне приближающегося конца света. После «Антихриста» романтические истории про супружескую пару от Триера могут серьезно напугать.

Наконец до Канн доедет и многострадальный и долгожданный долгострой от современного классика Теренса Малика, автора «Дней жатвы» и «Тонкой красной линии». В его «Древе жизни» часть действия разворачивается на американском Среднем Западе в 1950-е годы. В философской притче о взрослении главные роли отданы звездам в самом расцвете сил — Шону Пенну и Брэду Питту. Завораживающий трейлер фильма уже гуляет по Сети.

Шон Пенн предстанет и в совершенно неожиданной роли экс-рок-звезды в фильме Паоло Соррентино (его картину «Изумительный» об итальянском премьер-министре Джулио Андреотти, получившую Приз жюри Каннского кинофестиваля, недавно показали по Первому каналу). В фильме «Должно быть, это то самое место» экстраординарный герой Пенна увлечен поисками беглого нациста.

Италию представляет и Нино Моретти (обладатель «Золотой ветви» за «Комнату сына»). В его гротескной комедии «У нас есть Папа» в роли страдающего от депрессии Папы Римского снялся любимец французов Мишель Пикколи.

От двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» братьев Дарденн обещана тихая картина «Мальчик на велосипеде», о том, как ребенок из детдома ищет своего отца.

Трагикомедию «Гавр» антигламурщик Аки Каурисмяки снял во Франции. Герой фильма, в прошлом писатель, переселившись в портовый город, становится чистильщиком сапог, завязываются его отношения с маленьким беженцем из Африки. Французский акцент, традиционно сильный в Каннах, в этом году еще более очевиден. Ален Кавалье, 79-летний обладатель «Сезара», снявший более 20 фильмов, привез ленту «Патер» — кардиограмму взаимоотношений актера Винсента Линдона и режиссера Алена Кавалье. Очередной скандально-экпрессивный фильм привезет Бертран Бонелло (его «Порнограф», его «Тирезия» об оракуле-трансвестите в свое время шокировали благопристойную публику). Действие новой работы — «Апполинида, или Дом терпимости» — разворачивается в парижском борделе начала века.

Французский режиссер румынского происхождения Раду Михайляну (его «Концерт» с Алексеем Гуськовым в роли дирижера демонстрировали на Московском кинофестивале) покажет картину «Женский источник». Действие происходит в наше время в маленькой деревне, затерянной между Ближним Востоком и Северной Африкой. 35-летняя актриса и режиссер Майвенн ле Беско в своей новой работе Polisse («Шалопай», «Повеса») сама исполнила главную роль журналистки.

Работоспособный многостаночник Такаси Миикэ (он умеет снимать параллельно фильмы разных жанров, и ради справедливости заметим: разного качества) приедет в Канны с суровым фильмом «Харакири: Смерть самурая».

В общем, председателю жюри Роберту де Ниро выбрать лучшего из лучших будет непросто. Похоже, единственным вечером, когда он сможет расслабиться, окажется церемония открытия с показом фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже».

Российская же короткометражная лента «Отдел культуры» студента Дальневосточного федерального университета Тихона Макарова стала участницей внеконкурсной программы Short Film Corner. В этой же секции — «День рождения Сони» актрисы и режиссера Ольги Антроповой. В рамках Каннского кинофестиваля и кинорынка развернет свою работу и российский павильон. Здесь состоится пресс-конференция с создателями фильма «Охотник» Бакура Бакурадзе. Здесь пройдут и презентации новых работ, находящихся на разной стадии производства. Среди них: «Шпион» Алексея Андрианова, «Дом на обочине» Антона Сиверса, «Жить» Василия Сигарева, «Ночь длиною в жизнь» Николая Хомерики, «Золото» Андрея Мармонтова, «Дубровский» Кирилла Михановского, «Суходол» Александры Стреляной. Возможно, какой-то из гипотетических российских картин заинтересуются дистрибьюторы, продюсеры или отборщики международных кинофестивалей. И тогда им не будет уготована роль большинства отечест-венных фильмов — пасть жертвой полной безвестности…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera