СюжетыКультура

Тендер на вырубку вишневого сада отменен

Апрельские тезисы президента должны спасти бюджетников от воров, а театры — от абсурда

Этот материал вышел в номере № 49 от 11 мая 2011 года
Читать
Тендер на вырубку вишневого сада отменен
Фото: «Новая газета»
В конце апреля президентом Медведевым были подписаны долгожданные поправки в Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Их главная цель —...

В конце апреля президентом Медведевым были подписаны долгожданные поправки в Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Их главная цель — «обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в этой сфере», «придание публичности процессу формирования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (лота)». При этом в законе, вступившем в силу 1 января 2006 года, еще пять лет назад среди первоочередных задач была названа борьба с коррупцией.

По новым поправкам заказчик (вся бюджетная сфера) обязан устанавливать требования по гарантийному сроку и качеству товара при размещении заказов на поставки машин и оборудования, а также требования к осуществлению в необходимых случаях монтажа и наладки товара. «Теперь основополагающим критерием при проведении конкурса будет качество, а не цена работ!» — говорит председатель Комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев. Слишком много было случаев нарушений в проведении конкурсов, бичом ситуации стали фирмы-однодневки, выигрывающие тендеры и перепродающие их результаты; рядовым явлением стала практика, когда побеждает нужный подрядчик, гарантирующий заказчику оговоренные проценты отката.

Норма качества в первую очередь, само собой, рассчитана на медицинскую технику. Прошлогодний скандал с закупкой Минздравом томографов на 7,5 миллиарда рублей («Патологика», Алексей Полухин — см. «Новую», № 139, от 10 декабря 2010 года) — одна из важных причин корректировки 94-го ФЗ. Театральным людям в каком-то смысле повезло (хотя театральное лобби и без томографов работало на послабление 94-го ФЗ не покладая рук в течение нескольких лет), потому что проблемы театральных закупок отчасти совпадают с проблемами медицинской сферы: до 21 апреля театрам нужно было проводить открытые конкурсы на изготовление и поставку декораций, мебели, реквизита, костюмов, грима. То есть авансом закупать предметы под лишь формирующиеся художественные замыслы.

Подписанные президентом поправки позволяют заказывать у «единого поставщика» (то есть без проведения конкурса) работы художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора и художника-гримера. А это значит, что сфера абсурда, порожденного законом за кулисами театральных учреждений, сокращается.

С одной стороны, можно порадоваться: театры теперь не обязаны объявлять конкурс на проведение работ, связанных с подготовкой нового спектакля, и надеяться, что победитель конкурса, предложивший минимальную цену, окажется достаточно профессиональным исполнителем. Однако оборотная сторона медали такова: по новым инструкциям Минэкономразвития, связанным с «послаблениями», конкурсы нужно будет проводить еще чаще.

Мы попросили сформулировать отношение к долгожданным поправкам двух практиков, двух директоров московских театров.

Марк Гурвич ,_ председатель ревизионной комиссии Союза театральных деятелей России, директор Театра имени Ермоловой:_

— Закон касается всей бюджетной сферы, и в этом сложность. Но армии, милиции, театрам, больницам, школам трудно жить по закону единого экономического механизма. Система вот уже пять лет никак не наберет запланированные обороты, достойное проведение конкурсов мы видим далеко не всегда.

Из всех поправок театров касается главным образом 23-й пункт 55-й статьи, в которой значится «единственный поставщик», то есть речь идет о проведении работ по созданию спектаклей без конкурса. Во всем остальном 94-й Федеральный закон продолжает диктовать жизнь театрам и всей бюджетной сфере.

Ну представьте: театр собирается пригласить мировую звезду режиссуры Питера Штайна на постановку и хочет предложить ему гонорар, превышающий 100 тысяч рублей (до этой суммы конкурсы не проводятся). Вряд ли Штайн этот конкурс выиграет — просто потому, что не захочет в нем участвовать. Мы описали власти эту ситуацию, и с нами согласились: в таких случаях не нужен конкурс. Если вопрос заострить до абсурда, власти становятся очевидными недоработки закона.

В конце 2008 года нам уже удалось провести поправки в виде 308-го ФЗ и освободить от конкурсных процедур физических лиц — режиссера, драматурга, сценографа. Теперь власть имущие согласились с нами, что создание спектакля — эксклюзивный процесс, никто больше в бюджетной сфере театральные постановки не выпускает, поэтому 79-й ФЗ все-таки, надеюсь, станет серьезным облегчением.

Экономия бюджетных средств, по некоторым подсчетам, с введением 94-го ФЗ составила только за два последних года 700 миллиардов рублей. Президент тем не менее указывает и на систему откатов, порожденную законом. Не сказал бы, что закон не нужен вообще. Он нуждается в корректировке, особенно сейчас, когда выходит номенклатура Минэкономразвития — перечень товаров и услуг, подвергаемых конкурсным процедурам. По этой номенклатуре получается, что мы должны проводить конкурсные процедуры (они же не отменены вовсе) в несколько раз чаще, чем раньше.

Сегодня имеет смысл обсуждать еще и минимальную сумму, с которой мы проводим конкурс. Сто тысяч как начальный порог были обозначены Центробанком в 2007 году, так и остается по сей день, но инфляция давно и существенно уменьшила эту сумму. Мы должны сделать все, чтобы эта цифра как-то поднялась, так как ценообразование таково, что конкурсы надо сегодня проводить на всё. Хотя любой нормальный театральный директор вам скажет: если сумма бюджетных средств, выделенная на реставрацию здания или закупку дорогостоящей аппаратуры, зашкаливает за миллионы рублей, понятно, что тендер необходим.

Владислав Любый , директор Молодежного театра (РАМТ):

— При всех радостях поправок, которые по сути — свидетельство поэтапного эволюционного взросления государства, сам 94-й закон совсем не так эффективен, как заявляют. Да, можно построить мост дешево. Но через 10 лет какими силами, какими деньгами этот мост перестраивать? Мы все должны понимать — все, что строится сейчас дешево, будет переделываться нашими детьми. Дешевая быстрая работа означает перекладывание стоимости на плечи будущих поколений.

P.S. До 1 сентября в Думу будет внесен еще один пакет законопроектов, регулирующих систему закупок в целом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow