СюжетыПолитика

Сын за отца не заседает

Кремль не хочет видеть в госкомпаниях детей чиновников вместо самих чиновников

Этот материал вышел в номере № 50 от 13 мая 2011 года
Читать
Не успели отгреметь фанфары в честь открытия Народного фронта, как предвыборный штаб премьера нанес по позициям единственного вероятного соперника новый удар. Торпедирована инициатива президента о замене чиновников на независимых...

Не успели отгреметь фанфары в честь открытия Народного фронта, как предвыборный штаб премьера нанес по позициям единственного вероятного соперника новый удар. Торпедирована инициатива президента о замене чиновников на независимых директоров в советах директоров госкомпаний. Причем хитрым, испытанным аппаратным способом — исполнением, верным по букве, но прямо обратным духу входящего мессиджа.

Замену подыскали Виктору Зубкову, Игорю Сечину и подшефным им министрам — Елене Скрынник и Сергею Шматко. В списке вроде бы есть фамилии, которые Медведеву понравятся или, по крайней мере, не вызовут раздражения, такие как Сергей Алексашенко или Владимир Лисин. Даже Матиас Варниг из NordStream, более известный по работе в органах разведки ГДР, с формальным представительством интересов государства в «Транснефти» справится. Тем более что ею руководит человек с похожей биографией — Николай Токарев.

Но вот назначение того же Токарева в совет директоров «Зарубежнефти» или Сергея Чемезова — в «Интер РАО ЕЭС» уже полностью выхолащивает суть президентской инициативы. Строго говоря, замена чиновников на представителей госкомпаний — это даже ухудшение делового климата, потому что у министров и вице-премьеров формально нет интересов, кроме государственных, а у госкапиталистов они есть и (например, в случае с Николаем Токаревым) будут напрямую пересекаться.

Наконец, самая скандальная кандидатура — сын вице-премьера Сергея Иванова Сергей Сергеевич. Если он возглавит совет директоров «Россельхозбанка», то станет вторым в этом кредитном учреждении отпрыском крупного силовика — ведь в банке президентствует Дмитрий (Николаевич) Патрушев. Если Токарев и Чемезов — давние друзья Путина и включение их в списки можно объяснить логически, то Иванов-младший представляет собой фигуру, главная функция которой — позлить президента.

Чисто аппаратно позиция у Медведева патовая. Он не может встать над схваткой, потому что в силу собственного поручения согласовывает кандидатуры членов советов директоров стратегических компаний. Он не может согласовать Иванова, потому что это полностью девальвирует его собственный громкий проект. Он не может предложить альтернативную кандидатуру — только согласовать предложенную правительством. Наконец, он не может до бесконечности отвергать инициативы Путина–Сечина, которые рады будут предлагать персоны, вызывающие у президента аллергию.

Очевидный вывод — демонтировать государственный капитализм невозможно, пока его архитектор в силе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow