СюжетыСпорт

Пройти и не сдаваться

В матче с Канадцами наша сборная впервые на турнире была самой собой

Этот материал вышел в номере № 50 от 13 мая 2011 года
Читать
Может быть, обыграть Канаду в Братиславе в четвертьфинале было даже труднее, чем в Квебеке три года назад в финале. Не потому, что соперник был сильнее, а потому что предпосылок для победы было немного. Зал по-настоящему задышал после...

Зал по-настоящему задышал после незасчитанного гола. Он гудел, топал ногами, он жил – гола, правда, не было, но что-то в игре изменилось, что мне с моей верхотуры тоже было видно. Потом Леша Кайгородов, отрабатывая в меньшинстве, от своей точки вбрасывания пошел почти в лобовой проход – это был его лучший проход из многих, которые я видел в его исполнении. Кайгородова ругали много и не всегда по делу, а тут он сделал даже больше, чем мог. С трибун ему кричали: «Выбрасывай!», а он пер напролом – это был его шанс и всей сборной России. Шайба оказалась в правой от вратаря девятке – так Кайгородов всегда бросает при выходе один на один. После он скажет, что этот гол, наверное, самый важный в его жизни. Канадцы изучили всех, но они не изучали Кайгородова, потому что поводов не было.

А дальше, наконец, сработала связка Радулов – Ковальчук. Весь чемпионат Радулов искал Илью – и когда надо, и когда не надо было. А получилось в самый нужный момент – и передача из-за ворот, и сам бросок получились убийственно кинжальными. Это было похоже на сказку.

«Пресса настроена непатриотично», - сделал вывод полупьяный болельщик. Мы стояли у входа в пресс-центр «Оранж Арены», никого не трогали, но человеку непременно хотелось узнать мнение прессы по поводу исхода главного четвертьфинала (а, может, не только четвертьфинала) чемпионата мира. Что-нибудь типа «мы их порвем», и не иначе.

Ну так людская река, которая текла мимо, в основном и горланила «мы приехали, чтобы победить!», порой с некоторыми вариациями. У них и надо было спрашивать и про Тузика, и про грелку, которую надо было непременно рвать. Я и рад был бы потолкаться и покричать, предварительно заправившись под самую завязку, но читатели меня бы не поняли.

Пейзаж перед битвой я бы охарактеризовал как исключительно предгрозовой. Так нервно не было ни на одном чемпионате мира. Атмосфера вокруг сборной России сгустилась, канадцы тоже нервничали, но в рамках. У нас эмоциональная составляющая давно превысила все мыслимые и немыслимые концентрации. Три поражения (из них два последних и самых важных - подряд) сборная при Вячеславе Быкове на чемпионатах мира еще не терпела. Списать все на невезение или на более философское «это спорт, кто-то обязательно должен проиграть» уже не получалось..

О четвертом поражении думать не хотелось, но дурные мысли в голову все равно лезли. Тренерский штаб сборной Канады не поленился во всех подробностях изучить игру сборной России без всяких скидок на ее невнятность. Главный тренер Кен Хичкок слишком хорошо знал, что значит недооценить русских, финал в Квебеке сидел у него в сердце занозой, но мстить он не собирался, он собирался играть, и вроде бы намекал, что знает, как.

Вячеслава Быкова другие проблемы заботили. Он со своей-то командой не мог весь чемпионат разобраться, не то что чужой заниматься. Поэтому и отвечал на вопросы про Канаду с некоторым раздражением – не царское это, мол, дело – за тренировкой соперника наблюдать, все что надо, никому не известные специальные люди видели. Из официальных специальных людей отсмотром конкурентов занимался вроде бы главный тренер золотой молодежной сборной Валерий Брагин, но и его в Кошице, где властвовали канадцы, не было. Быков, как обычно, полагался на интуицию, о дополнительных мероприятиях по обеспечению исторической и такой нужной победы никто ничего так толком не выяснил.

А я и спрашивать ничего ни у Быкова, ни у его помощника Захаркина не стал. Обо всем, что надо, я спросил еще в Москве. Ответы вполне соответствовали качеству игры, показанной нашей дружиной на предварительных этапах. Дальше шутки шутить было уже нельзя. На фоне ближайших конкурентов сборная России смотрелась не очень здорово. Да и сами ребята это понимали.

Канаду мы себе «организовали» сами, без чьей-либо помощи. Самим надо было и выбираться.

…Если вы представляете, что означает оказаться…ну, примерно, в «Мегаспорте» во время Кубка первого канала на матче сборной России – вот так я и почувствовал себя на верхнем ярусе «Оранж Арены». Канадским зал определенно не был. И нейтральным тоже. Он был российским – все, что возможно, наши выкупили. Но какая-то часть билетов осталась на руках у словаков, чехов, финнов, шведов – им же тоже хотелось увидеть суперматч.

«Нейтралы» за наших определенно не болели. Россиянам, в принципе, было на это наплевать. Они бы их в любом случае задавили.

Но зрители чемпионаты не выигрывают. Они могут только помочь.

Я хотел одного – чтобы за игру российской сборной не было стыдно – так, как было стыдно в Москве. Я хотел, чтобы ребята разозлились не на кого-то, а на себя. И тренерам пора было перестать прятаться за красивые слова и вложиться по-настоящему.

То, что игра будет с драйвом и получится, стало ясно с первых секунд. То, что этого настроя может не хватить, тоже было понятно – при многих относительно равных составляющих (и некотором перевесе россиян по части звездности и опыта) глубина подготовки была за Канаду.

Это была хорошая драчка. Безусловно, лучшая для России на этом чемпионате мира. Непохожая на все предыдущие встречи с канадцами последних лет, но в третьем периоде явственно напомнившая про Квебек. Там мы их укатали, здесь – перемогли, пересилив прежде всего себя и сыграв, наконец, от ножа.

Огрехов хватало, но оборону худо-бедно отладили, бились за каждый сантиметр площадки, а еще в воротах был Константин Барулин. Костя точно сыграл лучший матч в своей жизни. Если бы не он – не видать бы сборной России этой победы, которой все мы заждались.

Кто-то скажет, что канадцы не были похожи сами на себя. Но главное не в этом. Главное – сама на себя была похожа сборная России. Впервые на этом чемпионате. И когда пласталась в защите, и когда забрасывали две этих потрясающих шайбы.

Последние пять минут мы на трибунах друг друга не слышали. И сердце уже выскакивало из груди, и секунды тянулись бесконечно, но что-то уже подсказывало: победу не отдадим.

Быков придет на пресс-конференцию, выжатый до донышка. И скажет, что ничего не поменял бы, будь у него такая возможность. Другого от Вячеслава Аркадьевича и не ждали.

Наутро ожидался царственный визит премьера РФ в Братиславу в качестве главной поддержки – нет, не игре, а в продвижении чемпионата мира-2016. Если бы проиграли, то это становилось бы главным событием чемпионата мира для оккупировавших Братиславу российских болельщиков.

Но выход в полуфинал, к счастью, главным событием сделал продолжение хоккейного банкета. Вопрос, остались ли на него силы, повис в воздухе. Сборная Финляндии прошла Норвегию совсем не так, как Россия прошла Канаду. И монументально восседавший на пресс-конференции Кен Хичкок снова так и не понял, почему он проиграл.

Мы тоже еще не успели понять, почему выиграли.

…И пошел дождь. Его ничего не предвещало – на небе не было ни облачка, когда начинался матч.

Мне сказали, что первые капли упали в середине третьего периода, что по времени совпало с голом Алексея Кайгородова, нападающего магнитогорского «Металлурга», убежавшего от трех канадцев именно тогда, когда те меньше всего этого ждали.

По дороге я успел промокнуть. Но заметил это только тогда, когда оказался у себя в отеле.

Не зря приехал

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow