СюжетыПолитика

В «Луже» — море нарушений

Правительство Москвы при поддержке прокуратуры выкупает «Лужники» и обещает закрыть рынок

Этот материал вышел в номере № 51 от 16 мая 2011 года
Читать
В пятницу стало известно, что правительство Москвы заплатит Владимиру Алешину 10 млн евро за 22,5% ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники». После этого доля собственности города в комплексе составит 47,5%. Желание человека продать свой бизнес...

В пятницу стало известно, что правительство Москвы заплатит Владимиру Алешину 10 млн евро за 22,5% ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники». После этого доля собственности города в комплексе составит 47,5%. Желание человека продать свой бизнес может быть понятно только в том случае, если цена адекватная. А если цена неадекватная, но он соглашается на сделку, значит, у него просто нет другого выхода.

Калькулятор Оценить реальную стоимость всего олимпийского комплекса «Лужники» очень трудно, ведь надо принимать во внимание и балансовую стоимость зданий и сооружений, и доходы от коммерческой деятельности (включая «серые»), и, конечно, дорогущую столичную землю. Но для примера можно посчитать, сколько стоит жемчужина «Лужников» — Большая спортивная арена (БСА). По нормам УЕФА, стоимость одного посадочного места стадиона — 3000 евро. Будущая вместительность «Лужников», согласно заявочной книге к чемпионату мира, составит 89 300 мест. Следовательно, ориентировочная стоимость стадиона 267,9 млн евро, или в 27 раз дороже, чем предлагают Алешину за блок-пакет. Посчитала Дарья Кобылкина


Алешин уже подтвердил информацию о намерении продать свою часть активов. Официальная причина сделки — необходимость перевести в собственность города площадку, на которой будет проводиться чемпионат мира по футболу 2012 года (хотя раньше это не помешало провести финалы Лиги чемпионов и Кубка УЕФА).

Сумма сделки, конечно, смешная и не имеет ничего общего с реальной стоимостью «Лужников». Но можно понять и Алешина, который с 1982 года по 27 апреля 2011 года занимал пост гендиректора спорткомплекса. Ведь в четверг московская прокуратура обнародовала результаты проверки «Лужников», в ходе которой, как это водится накануне крупных сделок, вскрылись многочисленные нарушения. Правительство Москвы сообщило, что выступило инициатором проверки, результаты которой направлены мэру Сергею Собянину.

Список нарушений — классический для стоящего под закрытие рынка. Это и продажа контрафактных товаров, и сдающие имущество на непонятных условиях в субаренду фирмы-однодневки, попытки смутить правоохранителей взятками и использование труда иностранцев, а также антисанитария и грубые нарушения пожарной безопасности.

Удивительно другое: что прокуратура Москвы обнаружила всё это спустя два года после закрытия по аналогичным обстоятельствам Черкизовского рынка, притом что «Лужники» существовали на несколько лет дольше. Видимо, прокурор Юрий Семин воспринимает реальность только в режиме прозрений, что недавно и помешало ему увидеть признаки экстремизма в «Протоколах сионских мудрецов».

Хуже всего от подобных прозрений предпринимателям, которые, только услышав заявление прокуратуры, бегом начали вывозить товар с рынка. «Мы работали всю ночь, — говорит Лидия Касаткина, — вывозили вещи с дальних складов. Опыт закрытия Черкизовского рынка нам дал многое. Странно другое: когда мы обивали пороги департаментов и говорили о том, что рынки везде одинаковые, чиновники пялили глаза в потолок. А теперь вот нашли нарушения».

«Они никогда ничего не замечают, — подхватывает Андрей Игонин, — а страдают в итоге обычные люди и мы — бизнесмены». У Андрея свой павильон в «Лужниках», еще он снимает склад. Хорошо, кстати, что в этот раз склады не арестовали.

Администрация ничего официально не говорит о сроке закрытия рынка, просят дождаться понедельника. Якобы что-то тогда станет известно. Но уже понятно, что правительство Москвы, воспользовавшись рекомендациями прокуратуры, подаст в суд, и суд закроет рынок — сначала на несколько суток, а потом и насовсем.

Куда переезжает народ? В большинстве своем — на рынок «Садовод». По доброй воле они туда бы не поехали, потому что там с предпринимателями вообще не заключают никаких договоров. И в этом, пожалуй, главное отличие «Садовода» от «Лужников» — остальные характеристики можно получить из результатов прокурорской проверки, поменяв названия.

«На «Лужниках» администраторы были не такие борзые, — говорит Андрей, параллельно пакуя товар в коробки. — На «Садоводе» всё регулируют азербайджанцы на свой манер. Я не верю, что они не знали о закрытии «Лужников», — для нас даже линии освободили».

В торговом центре «Москва», кстати, под закрытие «Лужи» тоже освободились более 40 павильонов. Кроме того, у Зараха Илиева, контролирующего эти площадки, есть еще и третий рынок, на 19-м км МКАД, под названием «Южные ворота». Тот самый, куда уже пытались загнать торговцев с Красногвардейского рынка несколько месяцев назад.

«Он стоит весь готовый, красивый, и только банта на нем нет, но — пустой», — говорит Марина Колесина, продавец с «Лужников».

Так что, как и в истории с Черкизовским рынком, бенефициаром процесса становится Зарах Илиев.

Если это начало большой кампании по закрытию рынков, которую обещал Сергей Собянин, то непонятно, почему за полгода его руководства городом она существовала только в виде угрозы, но не в виде комплексной программы, предполагающей заблаговременный плановый переезд людей с насиженных мест с обязательным наведением элементарного порядка на новых площадках.

Справка «Новой»

С 1992 года в «Лужниках» была разрешена торговля, и на территории, прилегающей к физкультурно-спортивным объектам, было возведено множество торговых помещений (по данным прокуратуры, около 100 из них являются капитальными строениями, 3,5 тысячи — нестационарными объектами).

Изначально всё это числилось на балансе АО «Лужники», а потом, по версии прокуратуры, «путем вхождения в состав учредителей различных организаций общество вывело большую часть указанных активов вследствие передачи их в уставные капиталы создаваемых организаций».

Официальные платежи, полученные одной из таких фирм от сдачи имущества в субаренду, составили около 90 млн рублей, притом что доход комплекса от сдачи этого же имущества в аренду составляет менее 3 млн рублей.

Сергей Собянин вскоре после вступления в должность, осенью прошлого года, объявил о начале кампании по закрытию рынков. В марте этого года на некоторое время был закрыт Красногвардейский рынок, но после митингов предпринимателей он вновь заработал, а закрытие его отложено до конца года.

Комментарии

Иван Грачев , депутат Госдумы, лидер общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства»:

— Есть целая серия законов, которые прямо направлены на уничтожение малого предпринимательства. Прежде всего закон о ликвидации рынков в целом как класса. Разгром московских рынков — часть программы. И второй закон, который работает на полное их уничтожение, — это соцналог 34%.

Мы в связи с этим забастовку 26 мая будем проводить, подали заявку на проведение митинга, и часть рыночников к нам присоединяется. Базовая тема забастовки — это отмена 34%, но и вторая тема — это ликвидация относительно свободных рынков.Для обычных жителей всё это приводит к замене относительно дешевых рынков более дорогими рыночными же конструкциями, но более монополизированными. Там становится меньше источников товаров, меньше вариантов. Я полагаю, что это ведет также к росту цен и к уменьшению числа рабочих мест, которые люди сами могут себе дать.

Во многих странах оставляют место и для блошиных рынков, к примеру, в Польше или во Франции. Рынки там существуют самые разные, существуют сети, существуют лавочники. Любая нормальная страна стремится к разнообразию вариантов. В России в этом смысле абсолютно неверная линия выбрана. Здесь под разными предлогами, санитарными или пожарными, происходит уничтожение разных форм самозанятости. То есть только сети, только монопольные.

Власти всегда проще и легче получать какую-то долю от сетей, если так просто объяснить. В малом бизнесе очень маленькая заинтересованность. С них не получают какие-то для себя дивиденды. У нас вертикаль такая, что она базируется на нефти и газе, что к малым предпринимателям никакого отношения не имеет. Получается, что малый бизнес — какая-то досадная помеха нормальному течению жизни для власти.

Леонид Развозжаев ,_ предприниматель, председатель профсоюза работников торговли и услуг:_

— В воздухе эта информация носилась достаточно долго. Процедура идет по стандартной траектории, когда не учитываются мнение и интересы рядовых арендаторов.

Власти не сделали никаких выводов из предыдущих аналогичных ситуаций. Применяются практически силовые методы по разрешению межкорпоративных конфликтов. По мнению многих людей, там идет рейдерский захват. Во всей этой истории, как всегда, не учитывается мнение рядового человека, представителя малого бизнеса. Это всё приведет к тому, что тысячи российских предпринимателей потеряют гигантские суммы денег. Любое незапланированное закрытие бизнеса несет за собой большие потери потому, что часто ведется работа с сезонной продукцией.

Я разговаривал со многими предпринимателями в «Лужниках». Они не готовы как-то активно защищать свои права, пока дело не дойдет до мародерства. Несмотря на то что официально владелец «Лужников» продает их, на самом деле речь идет о силовом захвате.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow