СюжетыПолитика

Очная ставка провалилась

Чеченские силовики игнорируют федеральных следователей

Этот материал вышел в номере № 52 от 18 мая 2011 года
Читать
В понедельник чеченские правоохранительные органы, сформированные из бывших чеченских боевиков, вновь продемонстрировали свою независимость от российского закона. Командир чеченского ОМОНа Алихан Цакаев и его заместители Адам Хизриев,...

В понедельник чеченские правоохранительные органы, сформированные из бывших чеченских боевиков, вновь продемонстрировали свою независимость от российского закона.

Командир чеченского ОМОНа Алихан Цакаев и его заместители Адам Хизриев, Исмаил Исраилов, Асламбек Ахаев, подозреваемые в похищении чеченца Ислама Умарпашаева, демонстративно проигнорировали следственную группу СК РФ и не явились на очные ставки.

Сначала они сказали, что не могут явиться по уважительной причине: в МВД ЧР проходят учения. Однако, когда следователи прибыли на базу чеченского ОМОНа, никаких учений там не обнаружили, зато обнаружили подозреваемых в похищении, вольготно разгуливавших по базе ОМОНа в гражданской одежде.

Подозреваемые прошли мимо следователей, даже не поздоровались.

Руководитель следственного управления МВД ЧР заявил следователю по особо важным делам Игорю Соболю, что чеченские омоновцы все-таки согласны участвовать в очных ставках, но только после допроса главы МВД Чечни Руслана Алханова. Следователь Соболь договорился о встрече с министром Алхановым, но, когда подъехал к МВД Чечни, ему было сказано: министр срочно вылетел в Москву.

Во вторник проигнорировали федеральное следствие омоновец Абдул-Бари Бацаев, сотрудник Октябрьского РОВД Анзор Дышниев и Ханпаш Атламбаев.

Во вторник в Чечню прилетел комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг, который встретился с представителями СК РФ. Обсуждали единственную и глобальную на данный момент проблему — неповиновение чеченских силовых структур, их вызывающую неприкосновенность, из-за которой невозможно расследовать на территории Чечни и России особо тяжкие преступления, связанные с похищениями и убийствами людей, в том числе чеченских и российских правозащитников.

Томас Хаммарберг в курсе дела о похищении Ислама Умарпашаева. «Новая газета» подробно писала об этом деле (см. «Новую», № 16 от 14.02.2011). Именно по просьбе Хаммарберга руководитель СК РФ Бастрыкин забрал это дело у чеченских следователей и передал в ведение федеральной следственной группы под руководством Игоря Соболя.

Соболь ведет несколько крупных дел в Чечне, в том числе и дело о похищении и убийстве правозащитницы Натальи Эстемировой. Исходя из материалов уголовного дела по убийству Натальи Эстемировой совершенно ясно, что одна из основных версий о причастности сотрудников чеченских правоохранительных органов к похищению и расстрелу правозащитницы никак не исследована. Через два года после этого громкого политического убийства результаты следствия отсутствуют. Но, полагаю, причина тому — именно неприкосновенность чеченских силовиков. Особый статус Рамзана Кадырова — та стена, в которую уперся российский закон.

Игорь Каляпин, руководитель «Комитета против пыток», работающего в Чечне, сказал: «Сейчас очень важно максимально, показательно и публично зафиксировать абсурдность сложившейся ситуации. В Чечне убийцы и похитители известны, но посадить их — невозможно. Только потому, что политической воли у руководства страны — нет».

Следователь Соболь вынес постановление о принудительном приводе в отношении всех не явившихся на следственные действия чеченских силовиков. Приводы должны осуществляться силами Временной объединенной группировки органов и подразделений, которая базируется на Ханкале. Руководит группировкой генерал Симаков. Он, кстати, в феврале отказался предоставить охрану Игорю Соболю для проведения следственных действий на базе чеченского ОМОНа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow