Сюжеты

Лукашенко прописали жесткий режим

Эксперты ЕС готовят список белорусских предприятий, против которых могут быть применены экономические санкции

Этот материал вышел в № 52 от 18 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Александр МинеевСоб. корр. в Брюсселе

Евросоюз продолжает объявленную после событий 19 декабря прошлого года политику «нарастающих санкций» против режима Лукашенко. Скорость их нарастания и масштабы зависят от поведения белорусского лидера. В нынешней ситуации это прежде всего...

Евросоюз продолжает объявленную после событий 19 декабря прошлого года политику «нарастающих санкций» против режима Лукашенко. Скорость их нарастания и масштабы зависят от поведения белорусского лидера. В нынешней ситуации  это прежде всего судьба политзаключенных, участников декабрьских событий. 12 мая Европарламент на пленарной сессии в Страсбурге принял новую жесткую резолюцию: в ней содержится ясный призыв к исполнительным структурам ЕС ввести серьезные экономические санкции в отношении Белоруссии (см. «Новую газету», № 51 от 16.05.11).

3 мая в Брюсселе прошло первое заседание парламентской ассамблеи Евронест — нового представительного органа, в который входят 60 европейских депутатов и по 10 — от каждой из шести стран Восточного партнерства (Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана). Инаугурация прошла без белорусов. В ответ на декабрьские послевыборные события Европарламент приостановил членство Белоруссии в этой новой структуре.

9 мая стратегическому проекту Восточное партнерство, через который ЕС старается подтолкнуть и поддержать политические, экономические и социальные реформы во входящих в него странах, исполнилось два года. 26 мая в Будапеште пройдет саммит Евросоюза и стран Восточного партнерства. В повестке дня — пока довольно скромный итог двух лет, попытка извлечь из него уроки и наметить перспективы. Лукашенко там тоже не ждут…

В 2006 году, когда наметились проблемы в отношениях между Минском и Москвой, со стороны Европы начались довольно активные попытки ввести Белоруссию в европейский ареал и постепенно изменить ее политическую систему. Тогда Еврокомиссия разработала манифест «Что ЕС может дать Белоруссии». Это неофициальная бумага с перечислением преимуществ, которые Минск может получить от Европы в обмен на политическую либерализацию. Она остается в силе, хотя в Брюсселе теперь уже не надеются, что при нынешнем руководстве такая либерализация возможна.

В январе 2011 года, после бурных слушаний в Европарламенте, Совет ЕС вновь активировал замороженные санкции, расширив до 158 имен черный список белорусских чиновников, в котором сам Лукашенко уже был. Ему и другим должностным лицам закрыт путь в ЕС, а их европейские активы, если таковые найдутся, будут заблокированы. Евросоюз требует немедленно освободить арестованных участников декабрьских событий и снять выдвинутые против них абсурдные обвинения.

В этих условиях поле маневра Лукашенко очень ограниченно. Освобождая некоторых арестованных и несколько смягчая меры пресечения и обвинения, предъявленные другим членам оппозиции и участникам протестов, он, по мнению ведущего эксперта Центра европейской политики (ЦЕПС) Майкла Эмерсона, надеется ослабить прессинг в пределах санкций ЕС, которые наносят ему уже немалый ущерб, отодвинуть новые санкции, чтобы сохранить власть.

В какой степени Белоруссия важна для ЕС — экономически, политически? Иными словами, что ЕС теряет, отказываясь по идеологическим причинам сотрудничать с Минском?

Европейский частный бизнес внимательно присматривается к Белоруссии, которая могла бы представить интерес. Во-первых, географическое положение, во-вторых, сравнительно развитая транспортная инфраструктура, в-третьих, высокий уровень образования и квалификации работников, наконец, значительно менее дорогая рабочая сила, даже по сравнению с Россией.

Но европейские инвесторы идут в Бело-руссию неохотно. Всеобщий государственный контроль над экономикой, в том числе над иностранными инвестициями, почти полное отсутствие рыночных механизмов сдерживают желание европейских капиталистов. Закрытое государство с десятимиллионным населением имеет экономический вес Судана. Мировые рейтинговые агентства ставят Белоруссию на одно из последних мест в мире. Государство контролирует 75% экономики, а европейские инвесторы жалуются на неповоротливую бюрократическую машину, сложную налоговую систему и контроль над ценами.

В 2008 году Белоруссия привлекла 6,5 миллиарда долларов иностранных инвестиций, в том числе почти 35% — прямых. Самыми крупными инвесторами были Россия (33,2%), Швейцария (18,8%), Великобритания (10,9%) и Кипр (8,5%). Однако, как следует из материалов ЮНКТАД, на каждого белоруса приходится всего 460 долларов иностранных инвестиций. В соседних Литве и Латвии — в десять раз больше.

Экономические интересы Евросоюза в Белоруссии незначительны. Даже если Минск перекроет нефтепровод «Дружба» и совсем перестанет торговать с Европой, катастрофы для стран ЕС не будет, считают эксперты в Брюсселе.

А вот для Белоруссии ЕС — второй по значению торговый партнер. На союз приходится почти треть внешней торговли страны (на Россию — почти 60%). До кризиса товарообмен ЕС — Белоруссия постоянно рос, в 2006 году он составил 8,7 миллиарда евро и был примерно сбалансирован. Большую часть экспорта Белоруссии в ЕС составляют нефтепродукты из российской сырой нефти. В экспорте ЕС преобладают машины и оборудование, транспортные средства и химикалии.

В первом квартале нынешнего года общее отрицательное сальдо торгового баланса Белоруссии достигло 2,3 миллиарда долларов, что в 3,5 раза больше, чем в первом квартале 2010 года. В значительной степени за счет сокращения торговли с ЕС.

Евросоюз пока не вводил торговых санкций в отношении Белоруссии, но к ней применяется один из самых жестких режимов в торговле текстилем. Экспорт белорусской текстильной промышленности в ЕС сильно ограничен квотами, и не видно какого-либо движения в сторону смягчения.

Сейчас ЕС готовит новые санкции в отношении Белоруссии. Очередной этап «нарастания», обещанного европейскими депутатами в январе, должен ударить по государственному бюджету, которым распоряжается Лукашенко, по его личным доходам и доходам приближенных к нему должностных лиц.

Список предприятий, которые могут подвергнуться санкциям, пока находится в стадии разработки и держится в секрете, поскольку постоянно меняется и уточняется. Но называются, в частности, такие структуры, как производитель нефтепродуктов «Белнефтехим», торговец вооружениями «Белтехэкспорт» и компания по выпуску химических удобрений «Беларуськалий».

Список подпадающих под санкции белорусских предприятий собирались представить для утверждения на апрельское заседание Совета министров иностранных дел ЕС, потом перенесли на следующее, которое состоится 23 мая. Но, по данным из источников в совете, он вряд ли будет готов и к этой дате.

Проблема в том, чтобы ущерб от санкций был как можно более адресным. Неизбежны потери для европейских фирм, связанных с белорусскими партнерами. К тому же в интересы ЕС не входит организация экономического коллапса в Белоруссии. Это могло бы вызвать волну беженцев, которых страны ЕС обязаны были бы принимать не только по гуманитарным, но также и по политическим соображениям.

Для Белоруссии в зависимости от желания проводить реформы и глубины этих реформ по-прежнему открыт целый спектр возможных сценариев дальнейших отношений с ЕС. От полноправного статуса в Европейской политике соседства (хотя бы на уровне Азербайджана) до продвинутого статуса (как у Украины, Молдавии и Грузии) и, возможно, хотя и в долгосрочной перспективе, до членства в ЕС. В отличие от России, которая из-за своих размеров вряд ли когда-нибудь войдет в ЕС в его нынешнем виде, Белоруссия вполне может на это рассчитывать.

В связи с этим возникает другой вопрос: выгодна ли Москве демократизация Белоруссии, которая, скорее всего, свернет эту страну к ускоренной интеграции с ЕС?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera