Сюжеты

Стать взрослым...

Несмотря на извинения, которые Ларс фон Триер - многократно награжденный Каннами - принес публично, фестиваль занял жесткую позицию, символически наказав датского режиссера

Этот материал вышел в № 53 от 20 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

Извинение фон Триера звучало так: «Я никого не желал обидеть. Просто я такой, какой я есть, и не могу изменить свою сущность. Что тут поделаешь? Может, моему продюсеру вывезти меня в клетке на всеобщее обозрение?» Но он объявлен «персоной...

Извинение фон Триера звучало так: «Я никого не желал обидеть. Просто я такой, какой я есть, и не могу изменить свою сущность. Что тут поделаешь? Может, моему продюсеру вывезти меня в клетке на всеобщее обозрение?»

Но он объявлен «персоной нон грата». Даже если жюри во главе с Робертом де Ниро решится дать ему одну из наград (что в данной ситуации почти невозможно), получить ее на сцене театра «Люмьер» режиссер не сможет. Административный Совет фестиваля заявил, что Канны — трибуна исключительно для представления их произведений и защиты свободного творческого выражения. Руководство фестиваля «искренне сожалеет, что эта трибуна была использована для недопустимых высказываний,  противоречащей идеалам гуманизма и великодушия».

Похоже, опытный провокатор Триер стал заложником собственного шоу. Желая  «разогреть» уставшую фестивальную публику, он не просто перестарался. Вспыхнувший скандал не только привлек внимание всего мира к его персоне, но и превратил его в «лицо, потерявшее доверие».

Но самым веским ответом заигравшемуся в опасные и несмешные игры талантливому enfant terrible, стал фильм, показанный  сегодня в конкурсе. «Должно быть это здесь» — печальное кино Паоло Соррентино (он снял гротескную политическую картину «Изумительный»). Шон Пенн  играет покинувшего сцену звезду рока. Смерть отца зовет инфантильного гота в дорогу. Он должен разыскать  бывшего офицера СС, который 60 лет издевался его отцом в концлагере.

В отличие от фильма Малика («Дерево жизни»), в котором Шон Пенн глубокомысленно и отстранённо страдает, не вызывая сочувствия, его игра в фильме Соррентино – восхищает и волнует. Подтверждая звание Актера с большой буквы, Пенн совершенно перевоплощается. И дело не в шутовском макияже, помаде и торчащих черных космах. Не в рокерском прикиде. Пенн играет глубоко трагическую фигуру. Старого, обиженного на весь мир мальчика,  который не сумел вырасти. Он и ходит все время то с какой-то глупой тележкой, то с чемоданом на колесах. Потому что ему нужна «подпорка». Он слишком неустойчив, беззащитен. И вот это путешествие. В прошлое. В чудовищную историю холокоста. В историю своей семьи… Дает ему внутренние силы — стать взрослым.

Не всем это удается…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera