СюжетыОбщество

Дорогие гости

Заканчивается судебное дело о браконьерской охоте московских чиновников на алтайских баранов

Этот материал вышел в номере № 54 от 23 мая 2011 года
Читать
Сегодня в суде алтайского поселка Кош-Агач будет вынесен приговор по уголовному делу в отношении чиновников, обвиняемых в незаконной охоте на краснокнижных баранов, которая привела к крушению вертолета и гибели семи человек. Напомним:...

Сегодня в суде алтайского поселка Кош-Агач будет вынесен приговор по уголовному делу в отношении чиновников, обвиняемых в незаконной охоте на краснокнижных баранов, которая привела к крушению вертолета и гибели семи человек.

Напомним: вертолет Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» упал в Кош-Агачском районе 9 января 2009 года. Погибли семь человек, включая полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина. На борту вертолета были обнаружены туши трех занесенных в Красную книгу горных баранов — аргали. Несмотря на это, уголовное дело по факту крушения вертолета было прекращено и возобновилось только по решению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.

Суд начался 13 апреля. Подсудимых трое: бывший заместитель председателя правительства Республики Алтай Анатолий Банных, генеральный директор компании «Инеко» Борис Белинский и бывший заместитель директора Института экономики и законодательства Николай Капранов. Всем им вменяется часть 2-я ст. 258-й УК («Незаконная охота группой лиц по предварительному сговору на зверей, охота на которых полностью запрещена, с причинением крупного ущерба и с применением воздушного судна»). Прокурор процесса Евгений Морозов попросил назначить подсудимым по году лишения свободы, но освободить от наказания за истечением срока давности (он составляет два года). Скорее всего, все трое подсудимых будут признаны виновными.

Завершается история, которая была названа «Алтайгейтом», вызвала небывалое общественное возмущение, митинги, кампанию в СМИ и стала первой из серии трагически закончившихся браконьерских охот чиновников.

Материалы уголовного дела подтверждают: это была привычная «барская охота» для столичных чиновников. Организовывать ее взялись главные люди республики. За трофеи отвечал главный республиканский защитник животных Виктор Каймин. Вертолетом управлял командир летного отряда из Горно-Алтайска Владимир Подопригора. А зампред правительства, фактически республиканский лоббист Анатолий Банных, следил, чтобы московские гости были довольны. Он специально прервал свой отпуск на Гоа, чтобы сопровождать их.

Как вспоминает один из четверых выживших в вертолете Николай Капранов, на турбазу, где остановились москвичи, приезжал губернатор Республики Алтай Александр Бердников. Однако встречаться с ним Косопкин не захотел. «Как он объяснил, Бердников будет просить, а я приехал отдыхать», — вспоминает Капранов.

По материалам уголовного дела и рассказу Капранова можно восстановить, как шла охота и что привело к крушению вертолета.

9 января 2009 года вертолет вылетел с турбазы на берегу Катуни, где ночевали охотники, и полетел на юг, в сторону границы с Монголией. Как вспоминает Капранов, через полтора часа после вылета второй пилот, выживший Максим Колбин, пересел в салон вертолета, его место занял опытный и хорошо знающий эти места Подопригора. Место штурмана занял Каймин, глава Комитета по охране животных, знающий, где их искать.

Вскоре вертолет опустился, высадил Каймина, Косопкина и Сергея Ливишина (сотрудника аппарата Госдумы, бывшего замначальника департамента управления президента по внутренней политике). Они прятались в засаде, пока вертолет не спугнул и погнал в их сторону стадо баранов, один из которых был застрелен. Как записано в материалах следствия, Каймин, Косопкин и Ливишин сделали по крайней мере по одному выстрелу каждый. Второй раз вертолет высадил Банных и Василия Вялкова, руководителя ансамбля «Ярманка», взятого, чтобы развлекать охотников. Они убили еще одного аргали. Третий, по материалам следствия, был застрелен с борта вертолета. Снизившись, чтобы погрузить на борт тушу, Ми-171 задел склон горы Черная и разбился.

Обвинение в браконьерстве было предъявлено тем, кто не участвовал в охоте. Капранов и Борис Белинский не покидали вертолет, у Капранова и Банных не было с собой ружей. Официально пассажиры вертолета летели охотиться на марала, косулю и козерога. «У меня не было и мысли, что будет происходить что-то незаконное, — говорит Капранов. — Не знаю, понимал ли Банных, на кого организовывает охоту. Скорее всего, для него это был не важный технический вопрос».

Есть и еще один момент. О незаконной охоте на архаров не вспоминали больше года, несмотря на митинги и возмущение алтайцев. Но в марте 2010-го дело было возобновлено, в июне Борису Белинскому предъявили обвинение, а Анатолия Банных и Николая Капранова объявили в федеральный розыск (о чем Капранов узнал по радио, находясь в Москве).

За полгода до того был продлен срок полномочий губернатора Алтайского края Александра Карлина, и началась информационная война между ним и Анатолием Банных, владеющим несколькими бизнесами края.

Возможно, дело об охоте на аргали дошло до суда только потому, что губернатору захотелось подвинуть чиновника. Браконьерство оказалось для этого хорошим поводом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow