Сюжеты

Письма на войну

Старшеклассники написали своим прадедам на фронт

Этот материал вышел в № 54 от 23 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Общество

От редакцииПрочитайте, очень сильно получилось. Эти письма вызывают изумление, радость, шок. Здесь маленькая часть подборки, которую Ира Коган*, моя однокашница, передала в редакцию. Я долго готовил, пару пачек прочитал, пока не понял, что...

От редакции

Прочитайте, очень сильно получилось. Эти письма вызывают изумление, радость, шок. Здесь маленькая часть подборки, которую Ира Коган*, моя однокашница, передала в редакцию. Я долго готовил, пару пачек прочитал, пока не понял, что это и не про войну, а в подтверждение строчки Роберта Ивановича Рождественского: «Какие хорошие выросли дети». Что-то мне кажется, они не превратятся в чудовищ.

Получите школьную порцию надежды.

Д. Муратов


Яна, 7 «А»

Здравствуй, мой дорогой и любимый прадед. Ты не знаешь меня и даже не подозреваешь о моем существовании. Там, на границе, ты забываешь обо всем: о семье, об отдыхе, о досуге, но о работе помнишь всегда. Это похвально. Но я знаю, что семью свою ты любишь. Твои сын и дочка будут помнить тебя вечно. Умилительные семейные истории до сих пор мне рассказывает твоя дочь, то есть моя бабушка. Про то, как вы ходили в лес, про первое посещение библиотеки. Помнишь, как вы набрали столько книг, что на читательском билете места не хватило, помнишь? А как Раечка с Ленечкой в поезде заснули и нужную станцию проспали, а вы их с моей прабабушкой искали, помнишь? Думаю, сейчас ты улыбнулся.

Хочу передать тебе радостную весть, что в войне победят наши, но это не значит, что можно вздохнуть с облегчением. Только в борьбе и сильном противостоянии можно добиться желаемого.

От родных привет, желаю удачи.
Твоя правнучка


Дарья, 7-й класс

Я не люблю слово «пра», я буду говорить: дедушка.

Мой дедушка, я много о тебе знаю, моя жизнь не застала тебя, но память в жизни твоей семьи не угаснет и не забудет тебя. Больно думать о смерти, а о том, что смерть гналась за тобой, думать нельзя, если подумаешь, то сойдешь с ума, окунуться в темноту опасности и понять, что она стоит перед тобой, невидимая, но леденеет душа… Нет, думать не могу, а ты мог, ты поборол душу, лед и стал воевать.

Я знаю, что ты спасся чудом, ты укрылся в листьях осени, и они укрыли тебя от чужих взглядов. Ты умер, ты исчез, но память не исчезнет. Ты не ругай себя за то, что воевал всего лишь месяц, а потом из-за травмы работал замом директора на оружейном заводе. Ты был храбр. Я знаю, я помню, я буду помнить.

Твоя правнучка


Мишенин Михаил, 7 «Г»

Здравствуйте, спасители!

Не все из вас доживут до победы над Германией, но ваши усилия — кирпичи дома, каждый кирпич может сыграть решающую роль в строительстве.

К сожалению, войны все еще есть и будут… Все они разные, мелкие и большие, войны за место на рынке, и войны, когда гибнут тысячи людей, хотя нет меры измерения войны, война всегда будет войной, но я верю, что рано или поздно исчезнут раздоры, убийства, террористы, предатели, о, как же их много…

Миллионы людей умирали и будут умирать из-за войны, «война» — это самое страшное слово, нет ничего ужаснее войны, на ней гибнут люди, разрушаются семьи, а те, кто остается жив, молятся и плачут за мертвых…

P.S. Неужели войну можно остановить только войной?! Не верю…

Наркова Аделя, 7 «Г»

Конечно, я присоединяюсь к благодарностям всей страны к нашим героям, другого не может быть. В честь вашей Победы каждый год устраиваются парады, незабываемые парады, салют, радость, эмоции так и плещут из людей. Наверное, мы стараемся радоваться так же, как и вы в тот день, в день Победы!

Нельзя не упомянуть про погибших, их, как я знаю, было немерено, и создано столько фильмов на эту больную тему, и невозможно смотреть их без слез, горячих слез, ведь в них показывают отдельных людей, отдельные семьи, отдельные случаи, не весь народ, да это и нереально показать всех, но достаточно было одного эпизода, чтобы прочувствовать, понять, чтобы проникнуться той атмосферой грусти и печали, горечи и обиды, слез и душераздирающих эмоций. Фильмы, записи и рассказы родственников, участвующих в войне, — это наши единственные источники, но я не могу ни смотреть, ни читать, ни слушать их без слез, сквозь меня пробегает непонятный холодок, мурашки, особенно когда читают стихи про войну.

Мне очень трудно представить, как вы живете, но я стараюсь, так как если не понять этого, то невозможно представить вкус победы, ту радость, когда можно жить, жить вполне нормально!

Должна я и разочаровать вас: наша молодежь становится все распущеннее, то ли мы потеряли страх, или у нас слишком много возможностей. Я не знаю, как обстоят дела с нашей армией и обороной, но я точно знаю, что в любой момент (надеюсь, что его не будет) я пойду в бой за родину, так же, как и вы тогда, я отдам все ради того, чтобы мои дети и последующие после нас люди жили так же хорошо и с такими же мыслями восхищения, как и мы — о вас!

С наилучшими пожеланиями
и благодарностями
всему нашему народу всех времен —
от Адели с огромным спасибо!

Храмова Таня, 7 «Г»

<…> Если бы не вы, этого письма бы не существовало, как и меня, как и других людей. <…>



Маркарян Егор, 7 «Г»

<…> Вы же знаете: русский народ непобедим! Кстати, победите вы 9 мая 1945 года, так что я знаю, мы победим, и теперь вы это знаете. <…>
 


Загрекова Дарья, 7 «А»

<…> Но мне не нравится то, что многие люди, и я в частности, не понимают самой сути Победы. На Девятое мая некоторые приходят на парад, некоторые включают телевизоры и просто смотрят на парад, не вникая в саму суть этого дня. Возможно, что через несколько лет многие вообще забудут обо всем. <…>



А. Постникову от Постникова Антона в XX век

Привет, дедушка, я — твой внук, пишу тебе из XXI века в 1940 год…

Во-первых, хочу тебя обнадежить, войну СССР переживет, более того, вы победите фашистов. Только в самом конце влезут американцы и будут утверждать, что фашистов победили они. Ты станешь лейтенантом артиллерийской батареи. Никто из твоей семьи не умрет во время войны. Кстати, чуть не забыл самого главного: война закончится в 1945 году 8 мая, а 9 мая будет считаться праздником. После окончания войны у тебя будет очень много наград. Ну о событиях я тебе рассказал, теперь расскажу о том, что в XXI веке появилось нового. 12 апреля 1961 г. в космос полетит первый, наш, русский, космонавт — Юрий Гагарин. Но первым человеком на Луне будет американец — Нил Армстронг. У нас будут мобильные телефоны, компьютеры и много чего другого, о чем я расскажу в следующем письме. Есть и плохая новость — СССР распадется. Ты в нашем времени еще жив и уже составляешь список того, чего тебе в 1900-х годах делать не надо, а папа сейчас пишет список того, как ухаживать за садом. Но это будет в следующих письмах…

 Подобулина Алина

<…> Жаль, что я не могу задать тебе вопросов и попить чай на кухне или хотя бы взглянуть на тебя через маленькую щелочку в темной-темной комнате. <…>



Шабашова Полина, 7 «Г»

<…> Признаюсь честно, в плане придумывания себе всяких глупостей я человек с очень богатой фантазией. Но картинки из твоего прошлого, построенные на моих эмоциях, — это не глупости. Мне очень за тебя страшно! <…>



Колпаков Вадим, 7 «Г»

<…> За столько лет столько всего произошло, ты, наверное, не поверишь. Вы победите, ваш любимый товарищ Сталин умрет, прогресс продвинется, полетим в космос. <…>




Кудриков Николай, 7 «Г»

<…> Хочу предупредить: немец нападет с севера и попытается прорвать оборону.

Я тебя все еще жду, я тебя понимаю. <…>

«Война-бездна» затянула каждого. И они, и вы уже многое пережили, но еще предстоит многое пережить. Но есть и хорошая новость, война окончится в мае 1945 г.

А врагов надо не унижать, а уважать.



* Самарский государственный областной университет Наяновой был создан в 1988 году как первое в России учреждение непрерывного образования. Дети поступают сюда в возрасте 6 лет, проходят этап начальной школы и среднего звена, с 8-го класса они выбирают один из 4 факультетов (гуманитарный, физико-математический, экономический или химико-биологический), на котором обучаются до 11-го класса. После 11-го класса они переходят в высшее звено университета и продолжают обучение на различных его факультетах — получая уже высшее образование, включая возможность обучения в аспирантуре. За эти годы университет сделал уже 18 школьных выпусков, 12 — «вузовских» и даже 4 выпуска аспирантуры. По разным специальностям в университете уже защищено несколько десятков диссертаций.

Условия обучения в университете достаточно специфичны. Здесь занимаются по авторским программам. В школьном звене университета нет текущей успеваемости. В начальной школе дети учатся без отметок, причем  с 1-го класса введено предметное обучение, а со 2-го – три иностранных языка. В 5-м классе ученики получают зачетные книжки и два раза в год, как настоящие студенты, сдают сессию — с зачетами и экзаменами. И называются все они уже в 1-м классе студентами. В университете существует система кураторства — освобожденных классных воспитателей.  

На уроках литературы дети учатся без учебников – они работают только с художественными произведениями. Упор при этом делается на развитие способности каждого ребенка понимать и самостоятельно осмыслять прочитанное, формулировать собственную точку зрения и обосновывать ее, опираясь на анализ конкретного художественного текста.

В преддверии 9 Мая студенты 6-го и 7-го классов писали «Письма на войну». Никакой предварительной работы в классе при этом не проводилось. Каждый ребенок сам для себя решал, кому и про что он будет писать. Письма никак стилистически не правились и учителем не корректировались.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera