Сюжеты

Ангела, похожего на Путина, заказал Смольный

К Дню города петербургские улицы украсили 550 плакатов с ангельским ликом, сильно напоминающим российского премьера

Этот материал вышел в № 56 от 27 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Нина ПетляноваМихаил Масленников«Новая газета»

 

Ангел со шпиля Петропавловского собора спустился на улицы и проспекты Петербурга накануне его 308-го Дня рождения (отмечался в минувшие выходные – Н.П.). Растиражированные небесные посланцы и сегодня смотрят с щитов и билбордов на горожан,...

Ангел со шпиля Петропавловского собора спустился на улицы и проспекты Петербурга накануне его 308-го Дня рождения (отмечался в минувшие выходные – Н.П.). Растиражированные небесные посланцы и сегодня смотрят с щитов и билбордов на горожан, движущихся почти по всем магистралям, стоящих на автобусных остановках, спешащих в магазины и кинотеатры, спускающихся в метро… Всё бы хорошо. Но петербуржцы насторожились: чертами лица божественные создания до боли напомнили им российского премьера.        

Подарок чиновников городу трудно не заметить. То ли ангел, то ли Путин взирает с 200 огромных билбордов (размерами 3 на 6 метров) и еще с 350 т.н. сити-форматов (рекламные щиты размерами 1,2 на 1,8 метра). Плакаты с ангельским ликом разлетелись по всем районам: и центральным, и отдаленным. Однако центр усеян ими особенно густо: лишь на Невском проспекте приземлились несколько десятков «ангелов», смахивающих на премьер-министра.

Многие жители Северной столицы обратили внимание на подозрительное сходство небесного покровителя Петербурга с Владимиром Владимировичем. Один из них – Константин – выложил у себя в блоге фотографии плаката вместе с портретом лидера нации и предложил желающим найти 10 отличий. Его инициативу тут же подхватили. Сообщение мгновенно перепостили другие блоггеры, сопроводив язвительными замечаниями вроде: «Путин стал ангелом?», «уже вознесся?», «мне бы в небо», «из "апостлов" в "ангелы"», «жополизы» и т.д. и т.п.

«Новая» выяснила, что размещением новых поздравительных щитов занималась та же фирма-оператор – News Outdoor Russia, которая ранее «украсила» Питер плакатами с фотографиями известных людей (Пушкина, Достоевского, Лихачева, Бродского, Ахматовой и др.) и логотипом партии «Единая Россия». «Новая» рассказывала о буре негодования, вызванной той рекламной кампанией у петербуржцев и у родственников людей, чьи имена без спроса и смысла водрузили на политические билборды (см. № 56 от 27 мая 2011 года).

– Несколько сотен плакатов разного формата с изображением шпиля Петропавловского собора размещены по заказу местных властей, – сообщил «Новой» руководитель представительства компании News Outdoor Russia в Петербурге Владимир Рябовол. – Условия размещения – коммерческая тайна. Непосредственно материалы для размещения предоставил ГУП «Городской центр размещения рекламы» («ГЦРР»). 

«ГЦРР» подчиняется комитету по печати и взаимодействию со СМИ петербургской администрации, куда мы и обратились за комментарием:

– Вы считаете это нормальный вопрос? Вы сами видели плакаты? – Вопросом на вопрос о странном сходстве ответил председатель комитета, курировавшего заказ, Александр Коренников.

– Видела.

– И каково Ваше личное мнение?

– По-моему, сходство есть… Его заметили жители города. 

– Возможно. Если нужен комментарий, я дам такой: «Новая газета» – солидное и самостоятельное издание – и может найти массу других, более актуальных для города и страны и заслуживающих внимания, тем.

– Из этого не следует: видите Вы сходство или нет?

– Вы задали вопрос. Я ответил на вопрос так, как я ответил. Я дал Вам свой комментарий. Хотите публикуйте его, хотите – нет.

«Новая» попросила прокомментировать ситуацию вице-губернатора Петербурга Аллу Манилову, которой подведомственен комитет по печати и взаимодействию со СМИ:

– Смольный заказал эти плакаты «ГЦРР» для праздничного оформления к Дню города, – подтвердила Алла Юрьевна. – На них просто фотография шпиля. Фото всегда обрабатываются. Но я не думаю, что «ГЦРР» специально заказывал плакаты каким-то художникам: у них нет на это ни денег, ни мотивации. Скорее всего, макет «ГЦРР» разрабатывал самостоятельно. Это их право и их выбор. Мы не влияем на контент. Город следит за рекламой только в том плане: этична она или не этична. В рекламе, о которой идет речь, никаких признаков неэтичности нет. Это просто праздничное оформление. Если кому-то показалось, что лик ангела похож на Владимира Владимировича, могу прокомментировать только одним образом: может быть, они действительно похожи? Что же с этим поделать?

Именно так и объяснили сходство небожителя с Путиным в «Городском центре размещения рекламы»:    

– Это вопрос к Антонио Ринальди (зодчий, по рисунку которого в 1777 году изготовили и установили ангела на шпиле Петропавловского собора – Н.П.), а не к нам, – развела руками советник директора ГУП «ГЦРР» Наталья Бурлуцкая. – Мы взяли оригинал фотографии. Плакат готовился по ней. Она никак не обрабатывалась, не было никакого вмешательства. Если есть сходство – то все вопросы к Ринальди, а не к нам. На самом деле, я вчера смотрела на нашего системного администратора в профиль: ангел на него гораздо больше похож, чем на Путина.

Другое мнение у экспертов:

– Я убежден, перед нами – переделка, – говорит Юлий Рыбаков, правозащитник, художник, участник 146 российских и международных выставок, вице-президент товарищества «Свободная культура». – Ангел на шпиле Петропавловского собора выглядит не так (я сравниваю рекламный плакат с фотографиями, сделанными при реставрации шпиля). Его, конечно, переделали. Такое ощущение, что ангела перерисовали с фото в фотошопе. Черты лица подрисовали, исказили. И он действительно стал очень похож на Владимира Путина. Однако я допускаю, что близкое сходство с национальным лидером посланцу богов придали невольно. Возможно, выразилось внутреннее неосознанное желание. Есть же у нас девушки, которые считают Путина ужасно сексапильным. Может быть, нашлась воздыхательница, нежно любящая премьера, которая, перерисовывая ангела со шпиля, придала ему черты Владимира Владимировича. Но они точно есть.    

– Руки и ноги нужно оторвать авторам этого постера. Он отвратительно выполнен в профессиональном плане, – считает Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, генеральный директор Международного благотворительного Фонда спасения Петербурга, член совета по охране культурного наследия при правительстве РФ. – В 1995 году ангела реставрировали, спускали на землю, фотографировали в разных ракурсах десятки раз. Я тогда много им занимался, следил за процессом реставрации, на расстоянии вытянутой руки от ангела находился не раз и не два. Сейчас, проверяя на всякий случай свою память, взял фотографию, сравнил, и мне стало совершенно ясно, что голова у ангела попросту пририсована. Зачем нужно было ему пририсовывать голову – ума не приложу. Откровенно халтурная ремесленная работа. Понятия не имею: кому и для чего потребовалась халтура? Тот кошмар, который в итоге нарисовали, не похож ни на ангела, ни на Путина. Хотя, всмотревшись внимательно в изображение, вижу, что верхняя часть лица похожа на Владимира Владимировича, каким он был 15 лет назад.

– У меня есть одна версия, – подытоживает Марголис, – может, авторам не понравился реальный поворот головы ангела? Реальный ангел смотрит на небеса. Он высоко поднял голову, и взор его устремлен в небо, что для ангела – понятно. А застывший на плакате глядит прямо перед собой, как капитан, стоящий на мостике. Кому-то, видимо, показалось, что такой поворот головы для плаката больше подходит. Но это безобразие уже потому, что это издевательство над конкретным произведением искусства. Основная часть фигуры – действительно фотография. Так не нарисуешь. А голову пририсовали, приставили. И я теперь понимаю – почему: реальный ангел смотрит вверх – на господа Бога, а этот вперед – на владения свои, на программу «Россия – 2020».

Мнение эксперта

Изображение Ангела на тиражном плакате "С днем рождения, любимый город", размещенном на рекламоносителях в городской среде Санкт-Петербурга, проанализировано на основе сравнения с эталоном - скульптурным изображением Ангела, размещенным на шпиле Собора Св. Ап. Петра и Павла и являющимся одним из символов Санкт-Петербурга.

При переносе скульптурного изображения на поле плаката допущены следующие существенные неточности:

1. Изменен угол наклона фигуры по отношению к вертикальной оси, что дало эффект "склоненной головы" и несвойственного эталону эффекту полета, "парения" в воздухе.

2. Некорректно доработано освещение лика и одежд, искажающее оригинал, что дало основания для неоднозначной трактовки и сравнений образа горожанами и СМИ с Владимиром Путиным.

3. Фигура Ангела отделена от шпиля и лишена Креста, что можно отнести к грубейшим нарушениям как городской геральдики, так и архитектуры. В контексте указанного нарушения теряется содержательный смысл благословляющего движения кисти левой руки, а образ Ангела трансформируется в классический и даже языческий образ Гения Славы.

Указанные недостатки, в совокупности с общим несовершенством графического дизайна плаката, считаю недопустимыми и искажающими безупречный символ нашего города, а также позволяющими допускать недопустимые сравнения.

Заслуженный художник РФ,
профессор И. Уралов.

P.S. От автора:

К большому сожалению и удивлению, никто не выдал мне ни автора замысла, ни создателя макета. К сожалению – поскольку именно им хотелось задать последние простые прямые вопросы. К удивлению – ибо зачем скрывать: кто идеолог, и кто художник, если в непредвиденном сходстве всё равно виноват Ринальди?

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera