Сюжеты

Ангела, похожего на Путина, заказал Смольный

К Дню города петербургские улицы украсили 550 плакатов с ангельским ликом, сильно напоминающим российского премьера

Этот материал вышел в № 56 от 27 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Нина ПетляноваМихаил Масленников«Новая газета»

Ангел со шпиля Петропавловского собора спустился на улицы и проспекты Петербурга накануне его 308-го Дня рождения (отмечался в минувшие выходные – Н.П.). Растиражированные небесные посланцы и сегодня смотрят с щитов и билбордов на горожан,...

Ангел со шпиля Петропавловского собора спустился на улицы и проспекты Петербурга накануне его 308-го Дня рождения (отмечался в минувшие выходные – Н.П.). Растиражированные небесные посланцы и сегодня смотрят с щитов и билбордов на горожан, движущихся почти по всем магистралям, стоящих на автобусных остановках, спешащих в магазины и кинотеатры, спускающихся в метро… Всё бы хорошо. Но петербуржцы насторожились: чертами лица божественные создания до боли напомнили им российского премьера.        

Подарок чиновников городу трудно не заметить. То ли ангел, то ли Путин взирает с 200 огромных билбордов (размерами 3 на 6 метров) и еще с 350 т.н. сити-форматов (рекламные щиты размерами 1,2 на 1,8 метра). Плакаты с ангельским ликом разлетелись по всем районам: и центральным, и отдаленным. Однако центр усеян ими особенно густо: лишь на Невском проспекте приземлились несколько десятков «ангелов», смахивающих на премьер-министра.

Многие жители Северной столицы обратили внимание на подозрительное сходство небесного покровителя Петербурга с Владимиром Владимировичем. Один из них – Константин – выложил у себя в блоге фотографии плаката вместе с портретом лидера нации и предложил желающим найти 10 отличий. Его инициативу тут же подхватили. Сообщение мгновенно перепостили другие блоггеры, сопроводив язвительными замечаниями вроде: «Путин стал ангелом?», «уже вознесся?», «мне бы в небо», «из "апостлов" в "ангелы"», «жополизы» и т.д. и т.п.

«Новая» выяснила, что размещением новых поздравительных щитов занималась та же фирма-оператор – News Outdoor Russia, которая ранее «украсила» Питер плакатами с фотографиями известных людей (Пушкина, Достоевского, Лихачева, Бродского, Ахматовой и др.) и логотипом партии «Единая Россия». «Новая» рассказывала о буре негодования, вызванной той рекламной кампанией у петербуржцев и у родственников людей, чьи имена без спроса и смысла водрузили на политические билборды (см. № 56 от 27 мая 2011 года).

– Несколько сотен плакатов разного формата с изображением шпиля Петропавловского собора размещены по заказу местных властей, – сообщил «Новой» руководитель представительства компании News Outdoor Russia в Петербурге Владимир Рябовол. – Условия размещения – коммерческая тайна. Непосредственно материалы для размещения предоставил ГУП «Городской центр размещения рекламы» («ГЦРР»). 

«ГЦРР» подчиняется комитету по печати и взаимодействию со СМИ петербургской администрации, куда мы и обратились за комментарием:

– Вы считаете это нормальный вопрос? Вы сами видели плакаты? – Вопросом на вопрос о странном сходстве ответил председатель комитета, курировавшего заказ, Александр Коренников.

– Видела.

– И каково Ваше личное мнение?

– По-моему, сходство есть… Его заметили жители города. 

– Возможно. Если нужен комментарий, я дам такой: «Новая газета» – солидное и самостоятельное издание – и может найти массу других, более актуальных для города и страны и заслуживающих внимания, тем.

– Из этого не следует: видите Вы сходство или нет?

– Вы задали вопрос. Я ответил на вопрос так, как я ответил. Я дал Вам свой комментарий. Хотите публикуйте его, хотите – нет.

«Новая» попросила прокомментировать ситуацию вице-губернатора Петербурга Аллу Манилову, которой подведомственен комитет по печати и взаимодействию со СМИ:

– Смольный заказал эти плакаты «ГЦРР» для праздничного оформления к Дню города, – подтвердила Алла Юрьевна. – На них просто фотография шпиля. Фото всегда обрабатываются. Но я не думаю, что «ГЦРР» специально заказывал плакаты каким-то художникам: у них нет на это ни денег, ни мотивации. Скорее всего, макет «ГЦРР» разрабатывал самостоятельно. Это их право и их выбор. Мы не влияем на контент. Город следит за рекламой только в том плане: этична она или не этична. В рекламе, о которой идет речь, никаких признаков неэтичности нет. Это просто праздничное оформление. Если кому-то показалось, что лик ангела похож на Владимира Владимировича, могу прокомментировать только одним образом: может быть, они действительно похожи? Что же с этим поделать?

Именно так и объяснили сходство небожителя с Путиным в «Городском центре размещения рекламы»:    

– Это вопрос к Антонио Ринальди (зодчий, по рисунку которого в 1777 году изготовили и установили ангела на шпиле Петропавловского собора – Н.П.), а не к нам, – развела руками советник директора ГУП «ГЦРР» Наталья Бурлуцкая. – Мы взяли оригинал фотографии. Плакат готовился по ней. Она никак не обрабатывалась, не было никакого вмешательства. Если есть сходство – то все вопросы к Ринальди, а не к нам. На самом деле, я вчера смотрела на нашего системного администратора в профиль: ангел на него гораздо больше похож, чем на Путина.

Другое мнение у экспертов:

– Я убежден, перед нами – переделка, – говорит Юлий Рыбаков, правозащитник, художник, участник 146 российских и международных выставок, вице-президент товарищества «Свободная культура». – Ангел на шпиле Петропавловского собора выглядит не так (я сравниваю рекламный плакат с фотографиями, сделанными при реставрации шпиля). Его, конечно, переделали. Такое ощущение, что ангела перерисовали с фото в фотошопе. Черты лица подрисовали, исказили. И он действительно стал очень похож на Владимира Путина. Однако я допускаю, что близкое сходство с национальным лидером посланцу богов придали невольно. Возможно, выразилось внутреннее неосознанное желание. Есть же у нас девушки, которые считают Путина ужасно сексапильным. Может быть, нашлась воздыхательница, нежно любящая премьера, которая, перерисовывая ангела со шпиля, придала ему черты Владимира Владимировича. Но они точно есть.    

– Руки и ноги нужно оторвать авторам этого постера. Он отвратительно выполнен в профессиональном плане, – считает Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, генеральный директор Международного благотворительного Фонда спасения Петербурга, член совета по охране культурного наследия при правительстве РФ. – В 1995 году ангела реставрировали, спускали на землю, фотографировали в разных ракурсах десятки раз. Я тогда много им занимался, следил за процессом реставрации, на расстоянии вытянутой руки от ангела находился не раз и не два. Сейчас, проверяя на всякий случай свою память, взял фотографию, сравнил, и мне стало совершенно ясно, что голова у ангела попросту пририсована. Зачем нужно было ему пририсовывать голову – ума не приложу. Откровенно халтурная ремесленная работа. Понятия не имею: кому и для чего потребовалась халтура? Тот кошмар, который в итоге нарисовали, не похож ни на ангела, ни на Путина. Хотя, всмотревшись внимательно в изображение, вижу, что верхняя часть лица похожа на Владимира Владимировича, каким он был 15 лет назад.

– У меня есть одна версия, – подытоживает Марголис, – может, авторам не понравился реальный поворот головы ангела? Реальный ангел смотрит на небеса. Он высоко поднял голову, и взор его устремлен в небо, что для ангела – понятно. А застывший на плакате глядит прямо перед собой, как капитан, стоящий на мостике. Кому-то, видимо, показалось, что такой поворот головы для плаката больше подходит. Но это безобразие уже потому, что это издевательство над конкретным произведением искусства. Основная часть фигуры – действительно фотография. Так не нарисуешь. А голову пририсовали, приставили. И я теперь понимаю – почему: реальный ангел смотрит вверх – на господа Бога, а этот вперед – на владения свои, на программу «Россия – 2020».

Мнение эксперта

Изображение Ангела на тиражном плакате "С днем рождения, любимый город", размещенном на рекламоносителях в городской среде Санкт-Петербурга, проанализировано на основе сравнения с эталоном - скульптурным изображением Ангела, размещенным на шпиле Собора Св. Ап. Петра и Павла и являющимся одним из символов Санкт-Петербурга.

При переносе скульптурного изображения на поле плаката допущены следующие существенные неточности:

1. Изменен угол наклона фигуры по отношению к вертикальной оси, что дало эффект "склоненной головы" и несвойственного эталону эффекту полета, "парения" в воздухе.

2. Некорректно доработано освещение лика и одежд, искажающее оригинал, что дало основания для неоднозначной трактовки и сравнений образа горожанами и СМИ с Владимиром Путиным.

3. Фигура Ангела отделена от шпиля и лишена Креста, что можно отнести к грубейшим нарушениям как городской геральдики, так и архитектуры. В контексте указанного нарушения теряется содержательный смысл благословляющего движения кисти левой руки, а образ Ангела трансформируется в классический и даже языческий образ Гения Славы.

Указанные недостатки, в совокупности с общим несовершенством графического дизайна плаката, считаю недопустимыми и искажающими безупречный символ нашего города, а также позволяющими допускать недопустимые сравнения.

Заслуженный художник РФ,
профессор И. Уралов.

P.S. От автора:

К большому сожалению и удивлению, никто не выдал мне ни автора замысла, ни создателя макета. К сожалению – поскольку именно им хотелось задать последние простые прямые вопросы. К удивлению – ибо зачем скрывать: кто идеолог, и кто художник, если в непредвиденном сходстве всё равно виноват Ринальди?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera