Сюжеты

Междоусобица

Бензиновый кризис демонстрирует хрупкость Российской Федерации и ее Конституции

Этот материал вышел в № 57 от 30 мая 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Алексей ТарасовОбозреватель

Бизнесмены Красноярского края, купив в соседней Кемеровской области бензин, не могут его вывезти к себе домой. Бензовозы с красноярскими номерами тормозят на постах ДПС, рекомендуют разворачиваться и сливать топливо обратно. Некоторые...

Бизнесмены Красноярского края, купив в соседней Кемеровской области бензин, не могут его вывезти к себе домой.

Бензовозы с красноярскими номерами тормозят на постах ДПС, рекомендуют разворачиваться и сливать топливо обратно. Некоторые водители эти советы игнорируют, поскольку они незаконны. Надолго задерживать без предъявления обвинений дорожные инспекторы не могут, отпускают, но на следующем посту ДПС картина повторяется.

Почему красноярцы едут за бензином к соседям? Там он дешевле. В розницу за литр 92-го — 21 рубль. В Красноярском крае — от 24 до 27 рублей, средняя стоимость литра АИ-92 в самом Красноярске, по последним статданным, 24,48 рубля, дизеля — 23,29. Оптом — тоже дешевле, и намного. Известно отношение кемеровского губернатора Амана Тулеева к законам рынка в своей вотчине. С началом бензинового голода кемеровские власти настоятельно посоветовали оптовому звену не поднимать цены выше 19 рублей (с розницей там вообще разговор короткий). А у красноярцев своего Тулеева нет, поэтому они ищут, где дешевле и где вообще бензин можно купить. Им продают, но вот вывезти — проблема.

У «Газпромнефти-Кузбасс» есть свои заправки в Красноярском крае. Но они торгуют бензином дороже на 3 рубля за литр, чем в родном Кузбассе. «Газпромнефть» торгует в основном, конечно, омским бензином, но есть подтверждения того, что частично компания пополняла свои запасы и на Ачинском НПЗ, что расположен как раз в Красноярском крае.

Примеры межрегиональных экономических войн в Центральной Сибири уже были, и к указаниям Владимира Путина не чинить препятствий свободному передвижению товаров никто прислушиваться не спешил. Когда засуха и саранча оставили Хакасию без зерна, красноярцы выставили кордоны на административных границах. Пшеницу на несколько недель заблокировали таможенники, сотрудники ГИБДД и отделов по борьбе с экономической преступностью. Элементы экономической блокады были введены на несколько недель — пока в крае продолжалась «продразверстка»: крестьян заставляли сдавать зерно властям по низким ценам в «стратегический запас» региона. В противном случае руководителям сельхозпредприятий грозил арест личного имущества. В ответ на блокаду Хакасия сократила поставки в край молока и мяса и заявила о готовности ввести лицензионный транспортный режим. Эти события происходили в 1999 году. И вот, как только чего-то снова стало на всех не хватать, феодальная междоусобица вновь на повестке дня.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera