СюжетыКультура

Щучьи штучки

Гнесинская школа для особо одаренных детей отметила 65-летие своего основания и 10-летие… так и не закончившегося ремонта

Этот материал вышел в номере № 57 от 30 мая 2011 года
Читать
Небрежение к юным музыкантам, неизменно славящим свое отечество как страну талантов и великих педагогов, продолжает проявлять государство, которое не назовешь иначе чем лицемерным. Более того — лживым. Московская средняя специальная...

Небрежение к юным музыкантам, неизменно славящим свое отечество как страну талантов и великих педагогов, продолжает проявлять государство, которое не назовешь иначе чем лицемерным. Более того — лживым. Московская средняя специальная музыкальная школа-десятилетка им. Гнесиных начиная с 2000 года четырежды ждала завершения реконструкции, но так и не дождалась. Менялись президенты и мэры. А школа все еще в состоянии, пригодном разве что для прогулок Сталкера.

Дом на пригорке
Суть дела в том, что всемирно известная Гнесинская десятилетка прописана на Знаменке, 12. А это самый центр Москвы, стремительное завершение правительственной трассы, уходящей в Боровицкие ворота Кремля. Гнесинка на сей впечатляющей картине — исторический особняк слева, так называемый Дом Воронцова. Памятник XVIII века. Отсюда и гордость его законных хозяев, и все их беды в нашем хозяйстве — хищном и подлом, как тихая сапа.

Более двух веков назад в этом здании игрались первые в России оперные спектакли, а труппа затем составила костяк Большого театра. С 1910-х годов в Доме Воронцова традиционно обретались учебные заведения, и в 1962 году сюда перевели музыкальную десятилетку, созданную великой подвижницей Еленой Гнесиной еще в 1946 году — когда люди после войны верили в новую, лучшую, гордую жизнь. Как иногда завидуешь тому времени.

Елена Фабиановна прекрасно понимала: гениальных детей должны пестовать гениальные педагоги. Не меньше Давида Ойстраха. В итоге школа выпустила и выпускает выдающихся музыкантов — от Арама Хачатуряна и Геннадия Рождественского до Давида Тухманова и митрополита Иллариона (Алфеева). В школе и сейчас преподают более 30 народных и заслуженных артистов, профессоров, доцентов, кандидатов искусствоведения из Академии музыки и консерватории.

Примечательно, что Евгению Кисину, образованнейшему человеку, вообще больше нигде не было нужды учиться. Он хорошо помнит свое детство в Гнесинке и отнюдь не бросался словами в интервью, данном нашей газете, в частности, в защиту школы: «И под бульдозеры ляжем, не сомневайтесь» (см. «Новую газету», № 52 от 20 мая 2009 г.)

«Меняем Ресина на Кисина!»

В 2000 г. мэр Москвы Ю. Лужков вроде бы с сочувствием к детям решил не просто реставрировать Дом Воронцова, но даже и восстановить правый флигель классической усадьбы. Он вообще удивился, что у школы толком нет ни столовой, ни библиотеки, ни спортзала, и отписал Гнесинке сверх всего соседнюю старую жилую семиэтажку. Проект — с общежитием и студией звукозаписи — должны были воплотить к 2003 году. Не воплотили.

27 октября 2006 г. по письмам музыкальных деятелей, в том числе личному обращению Евгения Кисина, президент Путин распорядился довести дело до конца. «Это не рядовой проект, — говорилось в документе. — Он имеет действительно важное значение для нашей культуры».

Для кого-то имеет, а кто-то в гробу его видал. К 2008 году стало очевидно: реконст-рукция затягивается намеренно — в расчете использовать козырной участок в корыстных целях. Семиэтажка прекрасно пошла бы под элитное жилье по 20 тысяч долларов метр или под гостиницу; особняк — под Дом приемов или офис крупного холдинга…

У школы тогда состоялся митинг под лозунгами: «Чиновники, где предел вашей алчности?» и «Меняем Ресина на Кисина!»

С высоты зенита 2011 года хорошо видно: финт был идеально отработан лужковской администрацией. Бюджетных денег под каждый новый проект школы выделялось немало, и волокита была чиновникам на руку. Не получилось разделить и продать землю и строения в этот раз — сварганим другой проект и попробуем толкнуть через годик… Каждый новый проект принимался в завитушках казуистики: а давайте объявим вновь выявленным памятником… а давайте выведем из списка памятников… закон о памятниках запрещает новое строительство… закон о памятниках разрешает строительство как восстановление… Тот самый закон что дышло.

Дирекция школы в отчаянии сама нашла участок земли на Смоленке, который можно было бы предоставить инвестору в счет реконструкции и ремонта школьного комплекса.

Но Владимир Ресин, несмотря на уже согласованное постановление, отозвал свою подпись и тут же забрал участок, не стесняясь, ответив на возмущение Гнесинки в своем фирменном стиле: «На то она и щука, чтоб карась не дремал».

Удивить Гергиева

Гнесинские вундеркинды продолжают мотаться по Москве, по трем адресам — на Ильинку, Сретенку и Цветной бульвар. И сохраняют при этом лицо страны на международных конкурсах. Среди выпускников — и те самые победители последнего Конкурса имени Шопена в Варшаве — Юлианна Авдеева и Даниил Трифонов, которых на каждом углу воспевает ошарашенный Валерий Гергиев: «Это сенсация! Это очень укрепило мою веру в успех отечественной пианистической школы. Такая победа кажется мне более важной, чем победа Льва Оборина (также ученика Гнесинки) на первом конкурсе!»

Нет, школе, конечно, предлагали построить новое здание. Но где? За Кольцевой дорогой?

Вспоминается конфликт 2005 года вокруг музыкальной школы имени Танеева в Чистом переулке на Старом Арбате. Родовой дом Танеевых Лужков пообещал патриархии под служебные помещения. Школу отстояли, но осадок остался — помнится, чиновники предлагали взять под классы квартиры на проспекте Мира — мол, не за Кольцевой же, будьте счастливы!.. Только спросите любого родителя — и он объяснит вам, почему его одаренному чаду лучше музицировать в тесном особняке, где учились когда-то Скрябин и Рахманинов.

С Гнесинской школой еще сложнее. Профессора — люди немолодые. К черту на рога на занятия, прослушивания и экзамены не поедут хоть к каким гениям.

И Гнесинка — не просто музыкальная школа; специальное обучение здесь идет одновременно с общеобразовательным, по интегрированным программам. Сейчас в ней 360 учеников от 7 до 18 лет плюс подготовительные классы. Огромная выгода Знаменки для них в том, что консерватория и Академия музыки отсюда в шаговой доступности; рядом и Пушкинский, и еще несколько музеев, Центр Вишневской, Дом Пашкова с нотным отделом.

А сколько стараний уже вложено в сохранение старины! Нынешний директор Михаил Хохлов ежегодно укреплял фундаменты, чинил стены, латал крыши, выявлял исторические детали; в заднем флигеле воссоздали лестницу с дубовыми балясинами — их по чертежам XIX века выточили на своих станках учащиеся дружественного профтехучилища.

Мимо Шумана

А что те, кто прямо должен этим заниматься? По последнему, четвертому постановлению весь комплекс должны закончить в 2012 году.

21 мая в Центре Павла Слободкина на Арбате прошел юбилейный концерт — как и было объявлено, не простой, а с демонстрацией фотографий брошенной стройки. По странному совпадению, за день до концерта в интернет будто выплеснуло заявление заместителя мэра Москвы Марата Хуснулина: «Цена 198 тыс. за 1 кв. м неприемлема для бюджета города Москвы», «включено много лишних затрат». На концерте еще и Шумана не успели сыграть — а тут уже стоимость проекта надо сократить.

Как будто забыли: реставрация всегда дороже новодела, недешево соблюсти и жесткие технические нормы, которых не знал XVIII век. А уж от чего наши чиновники далеки — так это от музыки. Они под нее только болтают на презентациях перед фуршетом. Поэтому им кажется, что можно обойтись без хороших роялей, включенных в давно утвержденную спецификацию. Можно себе представить, как, например, наши бобслеисты выигрывали бы олимпиады на санях фирмы «Красный Октябрь», а бегуны побеждали в кроссовках фабрики г. Дедовска. Да и в Кремль по Знаменке никогда не будут ездить на «Ладе Калине». Тут уж никак не получается быть патриотом.

Вернуться домой

Кстати, о патриотизме. Феномен Гнесинской школы — ее семейный дух. 20 лет блистает оркестр «Гнесинские виртуозы». Выпускники-гнесинцы знамениты еще и созданными ими фестивалями. Особенно важен для России фестиваль «Возвращение» Дмитрия Булгакова и Романа Минца: рассыпанные по миру корифеи раз в год железно собираются и выступают в Москве. Иван Рудин основал фестиваль Ars longa, Павел Сербин — ансамбль старинной музыки Pratum Integrum.

На юбилейном арбатском концерте фотографии разрухи чередовались с архивными школьными снимками. Какие счастливые детки: вот маленький мушкетер с наклеенной бородкой — Виктор Пикайзен. Пионерка Наташа Шаховская с косами-баранками. Вот десятилетний Женя Кисин на репетиции своего сенсационного дебюта в Большом зале консерватории. Дико серьезный пятилетний бутуз Саша Князев — он вырос в виолончелиста, знакового для своего поколения. А веселый сказочный персонаж с метлой — в профессора консерватории Андрея Диева.

И когда кому-то в очередной раз не дает покоя вопрос, не жирновата ли для Гнесинки Знаменка, хочется ткнуть изощренных махинаторов носом в голые кирпичи, разбитые изразцы, трещины с ладонь, в торчащие обрезки труб и таблички «Опасная зона» и «Путь эвакуации». Как бы их всех отсюда эвакуировать куда подальше? Чтобы опасная зона снова стала спокойным прибежищем для тех, кто только и рожден, чтобы украсить нашу с вами жизнь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow