Сюжеты

На все один ответ: разноцветные кубики

В Центральном доме художников в 16-й раз прошла «Арх-Москва», ежегодная и самая крупная в отечестве международная выставка архитектуры и дизайна

Этот материал вышел в № 58 от 1 июня 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

В этот раз ее девиз сформулирован куратором Бертом Голдхорном емким словом из четырех букв — Next! Само слово в данном случае обозначает, что нам хотели показать работы молодых авторов. А вот чем мотивирован восклицательный знак, пожалуй,...

В этот раз ее девиз сформулирован куратором Бертом Голдхорном емким словом из четырех букв — Next! Само слово в данном случае обозначает, что нам хотели показать работы молодых авторов. А вот чем мотивирован восклицательный знак, пожалуй, осталось неясным.

Открывалась экспозиция фотографией цветущего луга с парящей над ним надписью: «Здесь будет новая Россия», и не нужно слишком много проницательности, чтобы понять, что речь идет о Сколкове. Заповедник модернизации должен быть в ближайшее время чем-то застроен, и эта застройка имеет заведомо символический статус. Архитекторы, как видно, понимают степень ответственности — предложенные на конкурс идеи просто вопиют о своей символичности. Но, поскольку в целом никто не знает, что в этом Сколкове должно происходить, картина рисуется несколько юмористическая. И плакат Бориса Бернаскони с цитированной надписью тоже навевает неконтролируемые размышления. Мы видим пустое место и на его фоне какие-то смелые утверждения.

Но в наших суровых условиях и это, как выясняется, немало. И в общем, даже начинаешь невольно где-то сочувствовать гремучему пафосу созидания инноваций, когда смотришь на проекты тех самых молодых, которые next. В этой рубрике предлагаются разные, но какие-то однотипные варианты. Все это жизнерадостные люди, которые с уверенностью, судя по всему, смотрят в завтрашний день и даже, наверное, готовятся к значительным свершениям. Но готовятся как-то странно, ничего конкретного не предпринимая и даже ни о чем конкретном не задумываясь. Они умело изготавливают развлекательные поделки, о назначении которых можно только гадать. Когда им задают тему (например, это делают профессора МАРХИ), они откликаются громким смехом и бросаются исполнять задание — задорно, но как-то уж слишком легкомысленно. У них на все один ответ — разноцветные кубики.

На выставке в этом смысле особенно выделяется экспозиция премии с гордым названием «Авангард». Двадцать молодых архитекторов показывают свои импровизации на тему «Изба-читальня». Где и когда возникла надобность в таких проектах, нам не сообщают. Не сообщили, видимо, и участникам конкурса. Своих версий у них тоже нет. И в результате нам демонстрируют эскизы крайне оригинальных замыслов. Один из них основывается на том, что читальня стоит в дремучем лесу, вся из дерева и стекла, а сквозь стекло видно, как там ходят модные девушки и юноши. Другой автор представляет себе читальню где-то в заснеженной тундре. Там стекла нет вообще, а есть какие-то мрачные бараки, и показывают их немного сверху. Рядом выставлен проект жилого дома, который на первый взгляд висит в воздухе, но если приглядеться, то видишь, что оригинальность не в этом. А в том, что можно дернуть за веревочку и дом станет выше, а потом еще раз дернуть — и он станет ниже. То есть на первый план вышла развлекательная функция архитектуры. И это было бы неплохо, но все остальные не то чтобы отступили, они просто ушли со сцены. Читальни хороши и дома забавны, но строить их никто нигде не собирается, даже и мыслей таких не возникает.

Можно предполагать, что те самые профессора МАРХИ, которые вообще-то довольны растущей сменой и охотно представляют ее на выставках, немного все же смущены такой отрешенностью своих питомцев от реальной жизни. Они пытаются их несколько сориентировать в действительности и обратить к актуальным проблемам. Скорее всего, именно таким образом следует толковать выставленный на втором этаже ЦДХ дипломный проект реновации московского района Зарядье — нагромождение фанерных конструкций, украшенное лозунгами, написанными белой краской по красной материи. Напоминает раннесоветский агитпоезд. Это, так сказать, уголок социального протеста. В Зарядье, на месте снесенной гостиницы «Россия», собираются строить парламентский центр, но архитектурного конкурса не объявляли. И вообще люди возмущены: почему в центре города создается территория, на которую простому человеку не попасть?! Все это возмущение можно только приветствовать, но реновация сводится к затуманенным фотографиям набережной Москвы-реки и грозным видеообращениям к человечеству.

По-видимому, для того чтобы у посетителей ЦДХ не создалось ощущение, что архитектура — это такая форма досуга вроде перетягивания каната или бега в мешках, кураторы организовали масштабную выставку «Город по имени Испания». Ее устроил профессор Высшей технической школы архитектуры Мадрида Мануэль Бланко. В большом зале собраны макеты восьмидесяти сооружений, построенных в разных испанских городах за последние десять с лишним лет. Это, конечно, производит сильное впечатление. Особенно потому, что названия большинства городов за пределами Испании известны мало. Имена архитекторов, которые это строили, тоже в большинстве своем (за некоторыми значимыми исключениями) не принадлежат к числу звездных. Да и макеты не всякого убедят в том, что явился новый Брунеллески. Это всего лишь результаты размеренной повседневной работы. У нас есть шанс увидеть, как это много. Наверное, испанцам не так весело живется, как московским студентам, но ведь они, судя по всему, и стремятся к другому.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera