Сюжеты

Ромео Кастеллуччи: «J» наделяет жизнью именно опыт зрителя

Этот материал вышел в № 58 от 1 июня 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

— Как возникла идея спектакля? — Я листал книгу по истории искусств и вновь увидел это лицо с картины да Мессины. Иисус глядел прямо на меня. В глаза. И я никак не мог перелистнуть страницу. Наверное, в эти минуты что-то во мне...

— Как возникла идея спектакля?

— Я листал книгу по истории искусств и вновь увидел это лицо с картины да Мессины. Иисус глядел прямо на меня. В глаза. И я никак не мог перелистнуть страницу. Наверное, в эти минуты что-то во мне переменилось: взгляд вовлекал меня в картину.

Портрет со сцены глядит в глаза каждого зрителя. Это создает некий непрерывный ток: мы то внутри, то вовне происходящего. Я придумал историю с немощным отцом, с темой унижения. Но хотел рассказать историю любви.

Каждый из нас может вспомнить своих родственников, попавших в такое положение, как этот старик. Я думал о своем отце: когда он умер, я был совсем молод. Смог бы я так ухаживать за ним? Не знаю… Но то, что происходит на сцене, эти крайне земные, тяжелые физиологические процедуры кажутся мне чем-то сродни молитве.

На сцене нет женщин. Поэтому фигуры отца и сына, конечно, отсылают нас к библейским мотивам.

— Какова ваша конфессиональная принадлежность? Или «J» — всехристианская молитва в поле культуры?

— Моя вера — это неинтересно. И это слишком личный вопрос. Театр не есть исповедь на публике. Во всяком случае, я в это не верю. Наоборот, театр — сильный антибиотик. Потому что он представляет жизнь иначе. Позволяет выйти за пределы человеческого, сделать шаг назад, посмотреть на всё бесчеловечными глазами. Но, только сделав этот шаг, видишь поэзию человеческой хрупкости. Такая парадоксальная техника.

— В камерных залах «J» идет так же, как на большой сцене?

— Не совсем. В Москве был заранее выбран большой зал, потому что мы собирались показать вторую часть проекта — «Черная вуаль священника». Но я отказался от этого: «Черная вуаль…» будет готова только к ноябрю.

А «J» на малой сцене идет по-другому: в небольшом зале можно подвесить 12 вентиляторов и создать полную темноту в театре. В большом пространстве это сложно. На большой сцене утрачивается эффект бытовых деталей. В камерном зале яснее читаются сокровенные чувства.

Полная темнота и холод в зале должны возникать после того, как уходят со сцены сын и отец. Образуется черная дыра. В ней ничего нет. Ветер от вентиляторов создает ощущение воронки, в которую ты падаешь. Потом зажигается свет — и портрет Христа становился черным. По нему плывет надпись: You are (not) my shepherd —  «Ты (не) мой пастырь» — с этим то проявляющимся, то исчезающим «не». Так я хотел передать вечное колебание человека: кто может сказать о себе, что выбрал окончательно?!

— Ваша интерпретация спектакля?

— Основное в нем — взгляд Христа и невыносимый реализм жизни. Но можно и политическую интерпретацию дать, и социальную, и теологическую. Можно трактовать так: в нашей цивилизации, в нашем мире сегодня — новым поколениям в некотором смысле надо прибирать за отцами.

Вы видите любовь и невероятное терпение сына. Но и ему не удается выдержать испытание до конца. Он проигрывает. Можно считать, что это спектакль о разочаровании. Или о надежде. Или об отсутствии надежды. И то и другое будет верно.

Этот спектакль мне не принадлежит: его наделяет жизнью ваша личная история. И без сотворчества зрителя это была бы просто серия ничего не говорящих картинок.

— Это чисто фестивальный проект? Или «J» в Италии идет и в театре? Он востребован у зрителей?

— Как ни печально, в Италии культура испытывает огромные трудности. Это уже даже не экономические проблемы. Такое ощущение, что политики хотят разрушить культуру. Брошены на произвол судьбы даже музеи, гордость страны.

Государством современный театр не востребован. Публикой — да. Зритель чувствует голод: ему нужны современные тексты и смыслы. «J» хорошо идет в Италии.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera