Сюжеты

Без пяти рублей литр

Росстат и аудитория «Новой» разошлись в оценке стоимости бензина

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 59 от 3 июня 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Екатерина ИвановаНовая газета

Повышенная пошлина на экспорт бензина из России сохранена до 1 июля. Такое постановление в конце мая подписал премьер Владимир Путин. Напомним, что многие российские регионы еще в конце апреля столкнулись с «бензиновым кризисом»: цены...

Повышенная пошлина на экспорт бензина из России сохранена до 1 июля.

Такое постановление в конце мая подписал премьер Владимир Путин.

Напомним, что многие российские регионы еще в конце апреля столкнулись с «бензиновым кризисом»: цены производителей на нефть выросли на 6,8%, возник дефицит топлива, что вызвало ажиотажный спрос. Минэнерго считает, что сложившаяся ситуация связана с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67% и с удержанием топлива крупными компаниями. Также в Минэнерго заговорили о необходимости национализировать в интересах независимых производителей крупный нефтеперерабатывающий завод.

Причинами сложившейся ситуации называли и новый технический регламент, из-за которого бензин с высоким содержанием серы не может больше продаваться в России, и ремонтные работы на ряде российских крупных нефтеперерабатывающих заводов. Но самой основной можно считать резкое повышение с начала года акцизов на топливо. Нефтяным компаниям стало выгодней продавать нефте-продукты не в России, где высокие налоги и низкие цены, а за ее пределами.

Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России за период с 16 по 22 мая 2011 года повысились на 0,7% в сравнении с предыдущей неделей и продолжают набирать обороты. Бензин Аи-92 в среднем стоил 26,12 руб. (подорожал на 0,36 руб.), Аи-80 — 24,14 руб. (рост на 0,35 руб.).

А средняя потребительская цена бензина Аи-92, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 23,74 руб.

Мы решили проверить эту цифру, обратившись к посетителям сайта «Новой». Сумма, получившаяся при подсчете данных, которые прислали более 500 наших читателей, сильно отличается от предоставленной Росстатом. За литр Аи-92 российским автомобилистам в среднем придется выложить по 28,8 руб. за литр.

Дороже всего передвижение на машине обходится жителям Архангельской области, где на частной заправке Аи-92 стоит 33 рубля, как сообщил нам Алексей Новицкий. На рубль меньше стоит бензин в Бурятии, а вот самый «дешевый литр» нашелся в Кемеровской области — всего 21 руб. 50 коп. Средняя цена по Москве составила 25,80 руб.

Посетители сайта «Новой» также предоставили интересную информацию о ценах на бензин за пределами Российской Федерации.

На Украине за один литр в среднем придется заплатить 37,36 руб., в Грузии — 35,6, в Великобритании — 61,15, в Литве — 56, в Шотландии — 61, в Болгарии — 40, в Канаде и Австралии — 37,05, в Германии — 64, в Швейцарии — 60, в Таиланде в Бангкоке — 30, в Рио-де-Жанейро — 49 руб. Жителям США приходиться платить по 4,03 долл. за галлон топлива, то есть примерно по 31 руб. за литр.

А вот кому действительно пора пересаживаться на альтернативный вид транспорта, так это жителям Израиля, где литр Аи-92 стоит 70 руб. 80 коп.

Также наши читатели рассказали «Новой» о том, что за литр 95-го бензина жители Нидерландов в Гааге платят по 67,96 руб., а поляки за этот вид топлива отдают по 52 руб.

Правда, пока шла обработка данных читателей, в некоторых регионах бензин уже подорожал.

Комментарий

Анастасия Соснова, аналитик агентства «Инвесткафе»:

— К сожалению, у правительства есть методы воздействия лишь на оптовые цены. Помимо директив «сверху» государство предпринимает попытки к стимулированию биржевой торговли нефтепродуктами, которая в некоторой степени могла бы снизить цены, но пока эти попытки не слишком успешны.

Что касается розничных цен на бензин, то обычно они не сильно снижаются вслед за оптовыми или не снижаются вовсе. Дело в том, что у АЗС помимо нефтяных компаний есть и другие владельцы, которые, в частности, работают с нефтяными компаниями по франчайзинговым схемам. Именно поэтому у правительства и нет рычагов воздействия на розничных продавцов — их слишком много.

Если говорить о стимулах инвестиций в нефтепереработку для нефтяных компаний, то правительство постоянно разрабатывает такие стимулы — то вводит стандарты «евро», то собирается повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты, которые сделают их экспорт, а затем и производство невыгодным. Но вопрос модернизации своих НПЗ нефтяными компаниями продвигается очень и очень медленно.

Калькулятор

«Новая» решила сопоставить цены на бензин за 2003, 2007 и 2010 годы, предоставленные Росстатом, с прожиточным минимумом и подсчитать, сколько литров Аи-92 автомобилисты могли купить на эти деньги раньше, а сколько сейчас.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera