СюжетыКультура

В реальности есть что-то, что выше нас

Бахыт Кенжеев. Послания. Стихи. — М.: Время, 2011

Этот материал вышел в номере № 59 от 3 июня 2011 года
Читать
В реальности есть что-то, что выше нас
Фото: «Новая газета»
Этой рецензией мы хотим обратить внимание наших читателей на тот любопытный факт, что современная русская поэзия в наше не очень поэтическое время, как ни странно, достигла больших высот. Нынешний сборник Бахыта Кенжеева является...

Этой рецензией мы хотим обратить внимание наших читателей на тот любопытный факт, что современная русская поэзия в наше не очень поэтическое время, как ни странно, достигла больших высот.

Нынешний сборник Бахыта Кенжеева является литературным событием, сравнимым с выходом последних книг Людмилы Улицкой, тем не менее за пределами поэтического сообщества почти никто об этой книге не слышал. И хотя сейчас издатели любят делать «немые» книжки, имеет смысл вспомнить, что к сборнику Кенжеева 2000 года послесловие написал сам Сергей Аверинцев, говоривший о «неповторимой мягкости» кенжеевской лирики, и в той же книге знаменитый филолог, академик Вячеслав Вс. Иванов сравнивал Кенжеева с Арсением Тарковским и очень точно заметил, что его стихи «написаны с оглядкой на стерегущих ангелов».

Несколько биографических строк. Родился в 1950 году в Казахстане, в раннем детстве переехал с родителями в Москву. Закончил химфак МГУ, стихи начал писать рано, в конце 1960-х годов. С 1982 года живет в Канаде. Последние 15–20 лет часто бывает в России и Казахстане, называет Назарбаева «просвещенным тираном» и утверждает, что Алматы как город не хуже Москвы.

Повторим, трудно заниматься поэзией в насквозь прагматическое время, а может быть, наоборот, легко — и в этом секрет ее взлета в последние годы. Потому что, как сказал мне однажды Бахыт Кенжеев, «в основе поэтического творчества лежит идея служения Господу Богу… Вот мы сидим, водку пьем, где-то ходят бабы и бегают детки. Но в реальности есть что-то, что выше нас, гораздо. Это искусство, литература… И без этого у нас была бы «республика» Платона, в которой все бы друг друга резали и ели».

Не так давно один весьма успешный телесценарист спросил, какова мотивация художественного творчества? Сначала я растерялся, а потом вспомнил слова Бахыта: «Красиво, старик. Красиво… Ты написал стишок, и ты чувствуешь себя богом, ты летаешь над планетой. И тебе не нужно ничего. Ты, по крайней мере, на два месяца абсолютно счастлив…».

В переходе темном поет, собирает монетки на опохмел. Мимо бредет человечество, нация без отечества, А над ним Христос, а под ним — могилы до самого центра земли. Сердце еще колотится, ландышем горьким лечится, В кепке мелочь с орлом ощипанным, полтинники да рубли. Procul este, profani. В смысле — прочь посторонние. Как для камня нет бороны, так для гибели нет иронии (всю-то ночь радела, гасила в прихожей свет), но для музыки нет предела, и даже смерти нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow