Сюжеты

Почем Каддафи для России?

Как внешнеполитическая линия колеблется вслед за интересами крупного бизнеса

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 59 от 3 июня 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Политика

Никита Кричевскийд.э.н., профессор

-6
 

Мартовская словесная перепалка по ливийскому вопросу между президентом и премьером дала повод многим «экспертам» диагностировать разногласия в правящем тандеме. Если Медведев связывал ливийский вооруженный конфликт с «безобразным поведением» руководства Ливии, то Путин сравнил презолюцию ООН, позволившую иностранным военным применить силу, с призывом к крестовому походу...

Мартовская словесная перепалка по ливийскому вопросу между президентом Д. Медведевым и премьером В. Путиным дала повод многим «экспертам» диагностировать разногласия в правящем тандеме. Если Д. Медведев связывал ливийский вооруженный конфликт с «безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и преступлениями, которые были совершены против собственного народа», то В. Путин назвал принятую 19 марта этого года резолюцию ООН  1973, позволившую иностранным военным применить силу, «ущербной» и сравнил с призывом к крестовому походу.

Раскол? Отнюдь. Позиции российских лидеров были выверенными и, скорее всего, заранее согласованными. Президент был озабочен сохранением внешнеполитической репутации нашей страны, а премьер — спасением российских экономических интересов, решением проблемы ливийского долга  $4,5 млрд и обеспечением занятости на многих российских предприятиях. Это сегодня можно уверенно прогнозировать выгодное для России скорое разрешение ливийского противостояния, а тогда, в марте, крупнейшие российские компании занимались подсчетами возможных миллиардных потерь.

ОАО «РЖД»

История взаимоотношений российских железнодорожников с Ливией началась еще в 2006—2007 гг., когда были заключены предварительные соглашения об участии ОАО «РЖД» в модернизации ливийской железнодорожной инфраструктуры. Так, в июле-августе 2007 г. РЖД подготовило технико-экономическое предложение по строительству по побережью Средиземного моря двухпутной железнодорожной линии Сирт — Бенгази протяженностью 554 км, являющейся составной частью Трансарабской железнодорожной линии и фактически соединяющей Египет и Тунис.

Проект заключался в строительстве современной скоростной (250 км/ч) железнодорожной линии с шириной колеи 1435 мм, 30 железнодорожных и 23 автомобильных путепроводов, 6 крупных вокзалов и 23 пассажирских, грузопассажирских, грузовых и операционных станций. (Стандартная ширина колеи в России составляет 1520 мм. Для строительства железнодорожной линии Сирт — Бенгази с шириной колеи 1435 мм были привлечены инженеры из Китая, где колея как раз 1435 мм.)

17 апреля 2008 г. в ходе визита президента России В. Путина в Триполи «железнодорожный» контракт № 5/731 на сумму €2,2 млрд был подписан. Тогда РЖД смогло опередить нескольких признанных лидеров железнодорожного строительства: итальянские компании Cooperativa Muratori Cementisi Ravenna и Astaldi, французские Alstom и Seco-Rail, а также немецкие DB International и Siemens.

В конце 2008 г. на счета РЖД поступили первые авансовые средства в размере 14,4 млрд рублей, или более €360 млн. Основные работы вело дочернее общество РЖД ОАО «Зарубежстройтехнология». В 2009 г. «Зарубежстройтехнология» уложила первые 14 км путей, собрало 110 стрелочных переводов, а также возвело в г. Рас-Лануф Центральную строительную лабораторию и вахтовый поселок. На строительстве магистрали были задействованы около 3500 строителей, в том числе 289 инженеров, а также более 1734 единиц техники, включая тяжелую землеройную и специализированную путевую технику.

«Зарубежстройтехнология» — далеко не единственный российский участник проекта, так как до 70% оборудования, техники и металлоизделий предполагалось закупить в России. Часть специализированных механизмов планировалось приобрести у российских производителей: ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш», ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш», ЗАО «Тулажелдормаш», ОАО «Кировский машзавод 1 мая». В 2009 г. дебиторская задолженность «Зарубежстройтехнологии» вследствие авансовых платежей российским предприятиям по ливийскому проекту увеличилась в 8,9 раза (с 217,8 млн рублей до 1934,6 млн рублей), а в 2010 г. общая сумма заключенных договоров превысила 20 млрд рублей.

Начавшиеся 15 февраля 2011 г. массовые беспорядки привели к приостановке работ и эвакуации сотрудников Ливийского филиала РЖД. Остановленное строительство стало средоточием сразу нескольких проблем. Во-первых, это вновь ставшая актуальной проблема урегулирования ливийского долга. Во-вторых, вероятная утрата десятков миллиардов рублей, инвестированных в реализацию проекта, причем как в России, так и в Ливии. В-третьих, необходимость дальнейшего финансирования договоров с многочисленными российскими предприятиями.

ФГУП «Рособоронэкспорт»

Другой пострадавшей от событий в Ливии российской компанией, возможные убытки которой, хоть и ниже, но в целом сопоставимы с предполагаемыми потерями РЖД, может стать ФГУП «Рособоронэкспорт». Под угрозой невыполнения оказались контракты на поставку в Ливию оружия и боеприпасов на общую сумму €1,3 млрд (более $1,8 млрд).

Во время первого официального визита в Россию М. Каддафи 31 октября — 2 ноября 2008 г. лидер ливийской революции отмечал, что у Ливии есть большой парк вооружений, давно требующий ремонта и переоборудования. В январе 2010 г. в целях урегулирования ливийского государственного долга по схеме «контракты в обмен на списание» Россия и Ливия подписали договор на поставку в Ливию российского вооружения на сумму €1,3 млрд. Согласно тому документу, Россия должна была поставить в Ливию примерно 12 истребителей Су-35, не менее 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ2 «Фаворит», несколько десятков танков Т-90С, а также вертолетов и стрелкового оружия. Ливия проявляла интерес к закупкам и других видов российского вооружения.

Перечисленные виды вооружения не являются новейшими или специфическими, и в случае отказа ливийской стороны от исполнения обязательств Рособоронэкспорт, чей совокупный портфель заказов в настоящее время превышает $38,5 млрд, сможет реализовать продукцию третьим покупателям. В то же время, в случае смены власти в Ливии, проблема ливийского долга может возникнуть снова.

Если суммировать цены двух контрактов — РЖД (€2,2 млрд) и Рособоронэкспорта (€1,3 млрд), итоговый результат составит €3,5 млрд, или порядка $5 млрд, притом что ливийский долг был зафиксирован в размере $4,5 млрд. Таким образом, посредством заключения и исполнения контрактов с РЖД, Рособоронэкспортом, а также реализации нескольких протоколов о намерениях с другими российскими компаниями на общую сумму до $5 млрд дополнительно,  проблема долга могла быть урегулирована полностью.

ОАО «Газпром»

Первые контакты ОАО «Газпром» с представителями ливийской нефтегазовой отрасли состоялись еще в 2004 г., когда 29–30 сентября 2004 г. прошел рабочий визит в Ливию делегации «Газпрома» во главе с председателем правления А. Миллером. Тогда были проведены встречи с премьер-министром Ливии Ш. Ганемом, а также с президентом Национальной нефтяной корпорации (NOC) А. Аль-Бадри.

20 декабря 2006 г. «Газпром» стал победителем тендера на разведку и разработку углеводородов блока № 19 на шельфе Средиземного моря Ливии (в тендере участвовало более 45 компаний). «Газпром» получил права на разработку месторождения на срок до 30 лет, а инвестиции должны составить более $200 млн.

В марте 2007 г. было подписано Соглашение о разведке и разделе продукции (EPSA) с NOC. Добавим, что в декабре 2007 г. был выигран еще один тендер на разработку углеводородов на сухопутном участке № 64, расположенном в районе Гадамис Ливийской пустыни, инвестиции в который планировались в размере $100 млн. Кроме того, 27 апреля 2007 г. «Газпром» подписал с немецким концерном BASF рамочное соглашение по обмену активами, по которому российская компания получила 49% в компании «Винтерсхалл АГ» (Wintershall AG), ежегодно добывавшей на участках C96 и C97 около 6 млн т нефти.

В апреле 2010 г. «Газпром» (через ОАО «Газпромнефть») и итальянская компания ENI согласовали условия вхождения российской компании в высокозатратный проект Elephant на территории Ливии с запасами нефти около 210 млн т. Еще одним возможным направлением сотрудничества могло стать строительство газопровода Бенгази — Сицилия, в котором просматриваются интересы бизнес-империи премьер-министра Италии С. Берлускони. В настоящее время в Бенгази существует лишь терминал по сжижению природного газа, а газ транспортируется по газопроводу Триполи — Сицилия.

Как констатирует сам «Газпром», операции в Ливии в основном проводились через ассоциированную компанию «Винтерсхалл АГ». По состоянию на 31 декабря 2010 г. выручка «Винтерсхалл АГ» составила 65,4 млрд рублей ($2,1 млрд), инвестиции со стороны «Газпрома» — 11,0 млрд рублей ($361,0 млн), чистая прибыль — 4,1 млрд рублей ($135,5 млн), в том числе доля чистой прибыли «Газпрома» — 2,0 млрд рублей ($66,4 млн). Таким образом, возможные убытки «Газпрома», подсчитанные на основе публичной отчетности, могут составить около $361 млн.

ОАО «Татнефть»

Ливийский конфликт поставил под удар интересы не только крупнейших российских компаний, но и ряда других российских предприятий. Их вероятные убытки в случае смены ливийского режима могут составить многие сотни миллионов долларов. Одной из таких организаций является ОАО «Татнефть».

В октябре 2005 г. «Татнефть» выиграла аукцион по получению концессии на разведку и разработку первого блока (участок № 82-4), а в декабре 2006 г. — еще трех блоков нефтяных месторождений (участки №  69, 82, 98) в районе Гадамиса, а также в районе родного города М. Каддафи Сирта. По состоянию на конец 2010 г. «Татнефть» осуществляла деятельность в Ливии на территории общей площадью 18,2 тыс. кв. км.

Сейсмические исследования и геологоразведочные работы, так же как в случае с «Газпромом», велись на основе Соглашений о разведке и разделе продукции (EPSA), заключенных с NOC на срок 30 лет. Отметим, что в декабре 2006 г. право на разведку и разработку нефтяных месторождений «Татнефть» получила по результатам открытого международного тендера с участием 46 нефтяных компаний мира. В 2009—2010 гг. на нескольких нефтяных скважинах была получена первая нефть.

По итогам 2010 г. общий объем расходов будущих периодов «Татнефти», связанных с реализацией ливийского инвестиционного проекта, достиг 5884,2 млн рублей (44,7% всех расходов будущих периодов компании), или около $193 млн. При этом только в течение 2010 г. филиалом «Татнефти» в Ливии были осуществлены геологоразведочные работы на сумму 2290,5 млн рублей и разведочное бурение на сумму 1793,5 млн рублей.

В феврале 2011 г. большинство компаний, работающих на подряде у «Татнефти», приостановили производственную деятельность, и иностранные специалисты стали покидать страну. В сложившихся условиях «Татнефть» была вынуждена эвакуировать персонал и приостановить действие подписанных ранее контрактов. Уже к концу февраля 2011 г. все скважины, находившиеся в стадии разведочного бурения или освоения, были законсервированы.

В настоящее время «Татнефть» надеется, что, поскольку все контракты EPSA были подписаны с государственной NOC и ратифицированы Народным комитетом, после нормализации обстановки (в лучшем варианте — сохранения у власти режима М. Каддафи) компания сможет продолжить начатые работы. В противном случае убытки «Татнефти» составят не менее $193 млн.

Предположение, что убытки «Татнефти» могут быть существенно выше отраженных в финансовых отчетах сумм, 23 марта 2011 г. косвенно подтвердил глава Татарстана и председатель совета директоров ОАО «Татнефть» Р. Минниханов (цитата по «Татар-информ»): «События в Ливии могут очень отрицательно сказаться на «Татнефти» — она имеет там четыре участка, мы вложили в наши проекты там 260 млн долларов, это были реально очень перспективные площадки… Есть Аллах, он должен помочь нам… Каддафи был благосклонен к России. Будем надеяться, что силы коалиции не доработают».

ОК «РУСАЛ»

В предыдущих разделах мы проводили анализ финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий на территории Ливии и подсчитывали возможный материальный ущерб в случае свержения режима М. Каддафи. В данном пункте речь пойдет  о репутационных рисках и возможных имиджевых потерях для России. Здесь бесспорный «фаворит» — ОК «РУСАЛ» О. Дерипаски.

22 сентября 2008 г. в развитие договоренностей, достигнутых в ходе визита В. Путина в Ливию в апреле 2008 г., РУСАЛ подписал Меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия (СП) с Государственным фондом экономического и социального развития Ливии (ESDF) для реализации проекта по строительству в Ливии энергометаллургического комплекса. Предполагалось, что комплекс будет включать алюминиевый завод мощностью до 600 тыс. т в год и газовую электростанцию мощностью 1500 МВт. Стороны условились, что 60% СП будет принадлежать РУСАЛу, 40% — ливийской стороне. Также планировалось, что поставку природного газа для обеспечения электроэнергией будущего алюминиевого завода будет осуществлять NOC. Меморандум предусматривал подписание окончательных документов по созданию СП в 2009 г. и начало строительства газовой электростанции и алюминиевого завода в 2010 г.

Как известно, одним из главных конкурентных преимуществ РУСАЛа является дешевая электроэнергия, потребляемая при производстве алюминия: на европейских предприятиях удельный вес электроэнергии в себестоимости алюминия достигает 42—44%, на предприятиях РУСАЛа (как следует из годовой отчетности компании) по итогам 2009 г. — 28,0%, 2010 г. — 26,3%. Если бы РУСАЛ работал в условиях справедливого ценообразования на электроэнергию, его продукция была бы неконкурентоспособной. Вот почему в ливийском проекте приоритет был отдан строительству электростанции, работающей на местном (дешевом) природном газе.

Ливийский завод должен был стать третьим по объему производства алюминиевым предприятием О. Дерипаски после Красноярского (979 тыс. т по итогам 2010 г.) и Братского (978 тыс. т) алюминиевых заводов. Однако начавшийся в 2008 г. в мире, а затем и в России финансово-экономический кризис, ухудшение мировой конъюнктуры и обострившиеся долговые проблемы РУСАЛа отодвинули реализацию проекта на второй план.

Другим событием в истории взаимоотношений РУСАЛа и клана Каддафи стало IPO РУСАЛа, состоявшееся в начале 2010 г. Реализация 10,6% акций РУСАЛа принесла компании $2,2 млрд, а крупнейшими инвесторами стали Внешэкономбанк, купивший 3,2% акций за $663 млн, и ливийский суверенный инвестиционный фонд Libyan Investment Authority (LIA), ставший собственником 1,4% акций за $300 млн. Как утверждают многие источники, решение о покупке бумаг LIA принималось с личного согласия семьи М. Каддафи, а также высших представителей России.

В ходе IPO весомые доли в РУСАЛе приобрели инвестиционный фонд Н. Ротшильда NR Investments Limited (0,48% акций за $101 млн), хедж-фонд американского инвестора и многолетнего партнера Н. Ротшильда Дж. Полсона Paulson & Co. (0,47% акций за $99 млн), а также структуры китайского бизнесмена Р. Ньена (0,09% за $19 млн). Всего по итогам IPO у РУСАЛа появилось 233 новых акционера, а привлеченные средства были направлены на частичное погашение обязательств перед кредиторами.

Другой еще более доказательный аргумент — британский политический скандал 2008 г., названный «Битва при Корфу». Тогда публичную огласку получила тайная встреча на яхте  с участием самого О. Дерипаски, Н. Ротшильда, нынешнего министра финансов Великобритании консерватора Дж. Осборна, а также тогдашнего торгового представителя Великобритании в Евросоюзе, еврокомиссара по торговле лейбориста П. Мандельсона, контролировавшего тарифы на поставки в ЕС цветных металлов. В те дни британская The Sunday Times опубликовала рассказ Дж. Осборна о том, что О. Дерипаска не раз оказывал П. Мандельсону «некие услуги». В ответ Н. Ротшильд опубликовал в The Times открытое письмо, в котором, в частности, рассказал, что О. Дерипаске предлагалось профинансировать консерваторов через подконтрольную российскому олигарху британскую компанию LDV Group Ltd.

Нельзя сбрасывать со счетов и версию об управлении инвестиционным фондом Ротшильда и лично Н. Ротшильдом частью капиталов клана Каддафи. Вполне вероятно, что летом 2010 г. фонд Н. Ротшильда был готов предоставить собственные или совместные с кланом Каддафи средства для выкупа принадлежащего холдингу «Интеррос» пакета акций ОАО «ГМК «Норильский никель». Уточним: право самостоятельно покупать акции «Норильского никеля» возникнет у РУСАЛа не ранее 2012 г., когда зафиксированное соглашением между алюминиевой компанией и кредиторами соотношение чистый долг/EBITDA снизится ниже уровня 3,0 (по итогам 2010 г. 4,4).

События в Ливии поставили О. Дерипаску практически в тупиковое положение. С одной стороны, личные отношения с Саифом эль-Исламом Каддафи, деньги ливийского режима, вложенные в акции РУСАЛа, и другие неафишируемые совместные проекты диктуют необходимость соблюдения как минимум нейтралитета, но ни в коем случае не осуждения ливийского режима. С другой стороны, вероятность ареста принадлежащих LIA акций РУСАЛа и возможное предъявление О. Дерипаске обвинений в финансовом пособничестве повинному в гибели тысяч людей ливийскому руководству предопределяют «отказ» от дружбы с Саифом эль-Исламом Каддафи и поддержку действий прозападной коалиции. Отметим, что второй сценарий в настоящее время предпочитает Н. Ротшильд, демонстративно дистанцировавшийся от ливийского «наследника».

* * *

Затянувшееся противостояние между режимом М. Каддафи и силами повстанцев, обладающее многими признаками межплеменного конфликта, заставляет силы прозападной коалиции искать приемлемый выход из сложившейся ситуации. Успешное выполнение предложенных России на саммите G8 посреднических функций в урегулировании ливийского конфликта, без сомнения, станет очевидным внешнеполитическим и макроэкономическим успехом нашей страны. Позволившим прекратить кровопролитие и избежать убытков в $5,5 млрд. Что же до высочайших ливийских «разногласий» — они вскоре забудутся. Победителей не судят.

Приложение

Отдельные социально-экономические показатели России и Ливии в 2010 г.



*На 31 декабря 2008 г.
**На 31 декабря 2007 г.
***На 31 декабря 2009 г.
Источники: Росстат, ФТС России, Банк России, ОПЕК,
www.cia.gov.

Теги:
финансы
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera