СюжетыКультура

Вам не дует?

В Красноярске попробовали модернизировать народно-сценический танец

Этот материал вышел в номере № 60 от 6 июня 2011 года
Читать
Заявка была роскошной: показать на новой сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии лучшие сибирские коллективы народно-сценического танца, многообразие форм переосмысления фольклора, а главное — начать диалог народного и...

Заявка была роскошной: показать на новой сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии лучшие сибирские коллективы народно-сценического танца, многообразие форм переосмысления фольклора, а главное — начать диалог народного и современного танцев. Название форума «Истоки. Ветер перемен» словно говорило: и мы за модернизацию, Дмитрий Анатольевич.

Оказалось, что «народники» и «современники» живут в разном времени и пространстве. Руководители народных коллективов стремятся дружить с начальством и соблюдают первый ритуал мимикрии: одеты, как чиновники и бизнесмены, в деловые костюмы. Вовремя рассказывают правильные анекдоты и знают свое место. Задача большинства из них — сделать свои ансамбли губернаторскими, представительскими и бесперебойно выступать на краевых, областных, региональных фестивалях — вполне соответствует пониманию местными властями задачи по культурно-патриотическому воспитанию.

Коллективов современного танца пригласили всего два против десятка народных — самарский «Скрим» Эльвиры Первовой и нижегородскую «Ракету» Данилы Верещагина. «Скрим» депортировали на родину ночью после выступления. Видимо, чтобы не участвовали в утренней научной конференции, не занимались идеологической диверсией, рассказывая об идеях свободного тела и свободного мышления, выраженного в хореографии. Маленькую детскую «Ракету» отправили домой следом — участия в гала-концерте фолк-модерн оказался недостоин, хотя именно он соответствовал заявке форума.

Встречи народного и современного танца не произошло, хотя организаторы форума, очевидно, хотели этой встречи не для галочки. И в первую очередь главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, которая много лет просвещает нелюбопытный балетный мир о положении дел в народном и современном танце и четко проговаривает мысль: без пристального интереса друг к другу в тупик себя загоняют и балет, и народный танец, и «современники». Просто потому что элементарно нарушают обмен веществ, варясь в собственном соку. И действительно, на научной конференции вместо вгрызания в суть работы, разговора о методах сохранения архаики через архивацию и переосмысление говорили о низких зарплатах, бранились, просили руководство (любое!) написать и адресно выслать методический и музыкальный материал — который тем временем в изобилии выложен в интернете и бесплатно распространяется через региональные дома народного творчества. А интернет есть сейчас даже в далеком Курагинском районе Красноярского края, где уединились жители общины Виссариона «Город Солнца», — их сельский танцевальный коллектив стал в прошлом году лауреатом конкурса народного танца имени Годенко, и свои номера они выкладывают «ВКонтакте». О сохранении ли наследия можно говорить, когда на каждом участнике башкирского ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, ученика Игоря Моисеева, — шапка, на которую пошло по три чернобурки, а их 60 душ? По одежке и результатам научной конференции получилось, что народные коллективы интересует сохранение материальной культуры путем набивания сундуков новыми фолк-костюмами и место в номенклатуре, а не творческое переосмысление фольклора и возвращение его на улицу. На сцене народный танец становится академическим, утверждающим канон: «Так плясали наши деды, не изменим ни одного шага в хороводе». Зал засыпает, так как видел то же самое 20, 30 лет назад, но на поклонах встряхивается и виновато аплодирует.

Принудительно привить интерес к новому руководителям народных коллективов невозможно: или человека интересует живая жизнь танца и он имеет вкус к отбору новых выразительных средств — или нет. Пока народники демонстрируют политически выгодное, но неискреннее стремление к модернизации, которая по-честному требует полной перетряски мозгов и телесных привычек.

В том, что умеют, народники не ударили в грязь лицом. Мастерство народного танца было явлено. Виртуозные женские дробушки барнаульских «Огоньков», элегантный, по ниточке выверенный плавный хороводный шаг сибирского ансамбля имени Годенко, удалые «ползунки» и «разножки» танцовщиков кемеровского «Сибирского калейдоскопа», орнаментальные камлания тувинского, хакасского, алтайского коллективов. По номерам сибирских народных ансамблей действительно можно изучать танцевальный фольклор и культуру доброй половины страны. Виртуозный трюк, бодрая танцфизкультура удивят новичка и туриста, но, радуя глаз нарядами и солдатской выправкой танцоров, «промолчат» о почве, на которой появились, и чувствах, которые когда-то вдохновляли народный танец.

Заявлять и замыливать встречу народного и современного танца не надо, даже во имя идеи соответствия президентскому курсу. Слишком много людей в 1920—1930-х годах, занимавшихся пластическим экспериментом и выращивавших в себе нового свободного советского человека, погибли в сибирских лагерях как раз за попытку внутренней свободы через свободную пластику.

На месте Большого концертного зала, где так пока и не повеял ветер перемен, когда-то стоял храм первого красноярского острога. Лучше — как на духу: может, через два года, когда обещают продолжение, попытка диалога будет более удачной. Традиционный и экспериментальный танцы встретятся и вырастят новые нужные им смыслы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow