СюжетыПолитика

Силовики пришли за таблетками

Масштабные проверки в фармкомпаниях могут привести к переделу рынка госзакупок лекарств. Эта акция отразится на миллионах потребителей и миллиардах, утекающих в карманы чиновников

Этот материал вышел в номере № 73 от 8 июля 2011 года
Читать
Вы узнаете:— О главных способах «увода» денег при закупках лекарств и о том, какую маржу снимают коррупционеры с каждой упаковки— Почему в перечне жизненно важных лекарств нет многих необходимых препаратов— Какова главная цель инициаторов...

Вы узнаете:— О главных способах «увода» денег при закупках лекарств и о том, какую маржу снимают коррупционеры с каждой упаковки— Почему в перечне жизненно важных лекарств нет многих необходимых препаратов— Какова главная цель инициаторов масштабного расследования и что изменится, если вместо одних чиновников придут другие

В ряде фармацевтических компаний-производителей на этой неделе прошли маски-шоу, правда, в цивилизованном варианте: в компаниях «Валента», «Акрихин», в офисах российских представительств Novartis и Teva, а также, по некоторым данным, в московском офисе «Янсен-Хилаг Интернейшнл», в компаниях «Санафи-Авентис», «Берингер-Ингельхайм», «Байер-Шеринг АГ» и «Рош» — всего более чем в десятке офисов изымались документы, жесткие диски компьютеров, были проведены беседы следователей с руководством. Причем все эти компании производят лекарственные препараты, входящие в Перечень жизненно важных лекарств (ЖНВ ЛС), которые закупает через аукционы, тендеры и конкурсы государство для льготников и лечебных учреждений. Суммарная доля данных фарм-производителей на российском фармрынке в нише госзакупок составляет, по оценке аналитической компании Cegedim Strategic Data, до 15%.

Эксперты объясняют это рутинными проверками рынка госзакупок, однако в кулуарах говорят и о политической составляющей.

Первой поспешила откреститься от подозрений в виновности компания «Акрихин». Как объяснили «Новой» в компании, эти действия не направлены непосредственно против производителей (в частности, против «Акрихина»). «Выемка документов происходила в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении нескольких дистрибьюторских компаний, участвовавших в государственных аукционах на поставку лекарственных препаратов», — заметили в «Акрихине». Проверяющие говорят, что продолжается расследование дела о картельном сговоре во время госзакупок 2008—2009 гг. Производители активно открещиваются от вовлечения в это дело. «Компания «Акрихин» не является фигурантом вышеназванного дела», — говорится в сообщении компании, разосланном в СМИ. То же говорят и другие производители, и все они «готовы содействовать» следствию.

Кстати говоря, с заявлением о непричастности к махинациям компания «Акрихин» спешит не случайно. В 2009 году ФАС уже обвиняла «Акрихин» и ее поставщика компанию «Р-Фарм» в сговоре и завышении цен при проведении аукциона на поставку противотуберкулезных лекарств в рамках госпрограммы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» в апреле 2009 года.

Тогда основанием для возбуждения дела послужили жалобы других компаний, участвовавших в торгах. Дела рассматривались 15 октября и 17 ноября 2009 года. «Акрихин» категорически отвергал подозрения. В итоге проверка комиссии ФАС России не смогла тогда признать факта нарушения антимонопольного законодательства и доказать сговор. Однако было установлено, что при формировании начальной цены контракта не была учтена реальная себестоимость препарата аминосалициловая кислота, которая была более чем в 4,5 раза меньше, чем цена контракта, «что привело к неэффективному расходованию средств госбюджета», сообщила ФАС. Поскольку формировало начальные цены Минздравсоцразвития, ему и отправили вопрос о причинах. Ответ публично не прозвучал.

Откуда ветер

Уголовное дело было возбуждено СК МВД по ст. 178 УК в отношении неустановленных лиц в декабре 2010 года по фактам картельного сговора и противодействию конкуренции против 18 отечественных фармкомпаний по итогам прокурорской проверки. Тогда Следственный комитет выяснил, что в результате согласований Минздравсоцразвития с рядом коммерческих организаций произошел фактический раздел рынка поставок жизненно необходимых и важнейших лекарств для государства между шестью компаниями (их названия не раскрыли). За три года (2006—2008) на них пришлось 127 из 164 госконтрактов на сумму 61 млрд руб. (всего государство закупило тогда лекарств на 66,3 млрд руб.).

Проверка Генпрокуратуры показала, что ведомство не только «необоснованно отказывало в допуске к торгам организациям, не участвующим в этой схеме», но и «изначально завышалась начальная стоимость лекарств». Так сообщила Генпрокуратура. Под подозрение попали и некоторые чиновники Минздравсоцразвития. Утечка этой информации произошла в марте. Тогда Генеральная прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по подозрению в нанесении Минздравсоцразвития при проведении закупок в 2008—2009 гг. ущерба государству на сумму 3,4 млрд руб. В Минздравсоцразвития необоснованное расходование такой суммы отрицали, ссылались на расходы логистики при организации доставки товара в 39 субъектов РФ с жестким закреплением остаточного срока годности лекарств, что якобы влияло на цену. Выводы прокуратуры ведомство назвало некорректными, отметив, что «количество поставщиков в законе не указывается».

До сих пор публичных обвинений в адрес чиновников не прозвучало, хотя в кулуарах рынка говорят, что они есть и уголовное дело «против трех ВИПов» ведомства открыто. Аналитики говорят, что факты копятся, и, скорее всего, в преддверие предстоящих президентских выборов скрывать их силовики не будут.

Добавят их, видимо, к скандальным результатам расследований 2010 года по приобретению государством медоборудования. Тогда Генпрокуратура уже обращала внимание на сферу медицинских госзакупок. В частности, федеральному бюджету был причинен ущерб в размере не менее 376 млн руб. при закупке томографов для медицинских учреждений. Как выяснила тогда Генпрокуратура, выделенные властями лимиты на закупку томографов превышали их реальную стоимость втрое. На местах виновников многочисленных мошенничеств наказали, однако обвинения против чиновников федеральных структур, похоже, придерживаются.

Коррупционный механизм с подачи ведомства

Для того чтобы участвовать в госзакупках, фармкомпании сначала нужно попасть в список избранных — добиться, чтобы лекарства, которые она производит, включили в Перечень ЖНВ ЛС. Многие государства в течение последних 30 лет создавали список «основных» или «жизнеспасающих лекарств». Сегодня минздравовский Перечень ЖНВ ЛС к таковым отношения почти не имеет. «Даже его прежние версии пересекались с Перечнем Формулярного комитета РАМН, в который входят в основном эффективные и научно обоснованные препараты, только на 50%, — поясняет член Формулярного комитета РАМН, президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов. — Теперь Перечень стал только инструментом госуправления частью цен на лекарства. Так что он используется в России для закупок, а пользы от него пациентам мало. В нем мало лекарств с доказанной эффективностью и много излишних». Зато Перечень — идеальный инструмент получения прибыли, считает профессор Власов, и он удобен для неоправданных доходов. «Минздравсоцразвития всегда противится созданию процедуры гласного отбора препаратов в Перечень ЖНВ ЛС, руководствуясь «мнениями экспертов», которых само ведомство и назначает, в частности, из директоров подведомственных НИИ. Часто эти люди даже не являются специалистами по профилю заболевания, для которого предназначен препарат, — утверждает Василий Власов. — Экспертами для рекомендации лекарств при закупках государством может быть только группа ученых с публикациями в международных научных журналах, не имеющих конфликта интересов (не имеющих отношения к фармбизнесу)».

«7 нозологий»Продолжая проверять госзакупки 2008—2009 гг., не так давно (27 июня) ФАС вынесла решение по двум делам, признав нарушителями закона «О защите конкуренции» оптовые компании ЗАО «Р-Фарм», ООО «Ирвин 2», ООО «Оптимальное здоровье» и ЗАО «Роста» — поставщиков программы «7 нозологий», в которой сконцентрированы поставки особенно дорогостоящих препаратов. В ФАС России «Новой» подтвердили, что все документы переданы следствию и что федеральная служба будет и дальше работать с СК МВД. Ожидается, что из-за нарушений незаконный доход может составлять сотни миллионов рублей.

Игра на повышение

В целом по этому же уголовному делу о картельном сговоре и противодействии конкуренции на рынке во время проведения лекарственных аукционов подозреваются многочисленные компании-дистрибьюторы: «Р-Фарм», «Фармстандарт», «Оптимальное здоровье», «ЦВ «Протек», «Роста», «Ирвин 2», «Гемамед», «Медипал-Онко», «Манас Мед», «Корал Мед», «Эдвансд Трейдинг» «Шрея Корпорейшн», «Фармасинтез», «Русресурс» «Медикал лизинг-консалтинг», «Виренд Интернейшнл», «Аптека-Холдинг», «Димедика». В компаниях комментировать происходящее категорически отказываются, отвечая примерно так: «Все, что скажем, может быть использовано против нас».

«Несмотря на то, что следствие сейчас изучает сотни контрактов на сумму больше чем 60 млрд рублей, население без лекарств не останется», — сказал «Новой» директор аналитической компании Cegedim Strategic Data в России Давид Мелик-Гусейнов. Причины процесса — непрозрачность госзакупок, отсутствие регулярного мониторинга и аудита. «Показательно, что в России обыденным делом стали факты того, что при госзакупках цена препаратов превышает их стоимость в коммерческой рознице, но ведь при постоянном мониторинге такие факты должны автоматически вызывать аудиторскую проверку», — говорит Давид Мелик-Гусейнов.

«Если это и передел рынка, то происходит он с подачи государства, — полагает руководитель департамента аналитики ЦМИ (центр маркетинговых исследований) «Фармэксперт» Николай Беспалов. — Об этом свидетельствует деятельность компании «Ростехнологии», проявляющей интерес к дистрибуции».

Так, в июне стало известно, что «Ростехнологии» планируют заниматься не только производством, но и продажей медицинской техники через своего партнера — крупнейшего фармдистрибьютора России компанию «СИА Интернешнл», о чем сама госкорпорация и сообщила. В «СИА Интернешнл» эту информацию подтвердили. «СИА Интернешнл» по оборотам идет нога в ногу с крупнейшим дистрибьютором РФ компанией «Протек». В 2010 году оборот «СИА» составил 96,8 млрд руб., по версии DSM Group. Компании собираются сотрудничать как в научных разработках, так и в финансировании будущих проектов. При этом крупнейший фармдистрибьютор «СИА» владеет тремя российскими фармпроизводствами, а также производством рентгеноаппаратуры. Первые три фармдистрибьютора, по данным DSM Group, занимают более половины рынка. Кроме того, «СИА» и «Ростехнологии» совместно через компанию «Медфармтехнология» управляют проектом «Фармополис» — фармацевтическим кластером в Московской области.

В конце концов, в России, скорее всего, все-таки появится уполномоченная компания, пусть и частная, для поставок препаратов, закупленных государством, с которой государство будет подписывать договор, где одним из условий будет регулярный аудит, считает Давид Мелик-Гусейнов.

Один лот — одно лекарство

Как же уводятся деньги в личные карманы при государственных закупках? Таких схем масса, говорят аналитики. «Допустим, требования на аукционе заранее формируются под конкретного участника, включая требования к форме препарата, дозировке и даже к его упаковке», — поясняет Николай Беспалов. «Документы могут быть составлены так, что государство будет одномоментно закупать целый комплекс препаратов одним пакетом, к нему могут добавить еще и медицинское изделие, которое выпускает только один производитель, — добавляет Давид Мелик-Гусейнов. — Ясно, что в результате победы нужного производителя или дистрибьютора чиновники-составители условий аукциона внакладе не остаются».

Именно потому начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев после жалоб нескольких производителей потребовал, чтобы в каждый лот аукциона включалось только одно наименование препарата.

К примеру, в августе 2010 года, когда в Москве был объявлен открытый аукцион на поставку лекарств на 2011 год, все объявленные аукционы были представлены в виде смешанных лотов. В результате таких требований ЗАО «Биокад» как производитель лекарств с МНН (международным непатентованным наименованием) филграстим, золдероновая кислота, паклитаксел, иринотекан участвовать в торгах не могло. После жалобы в ФАС, еще до ее рассмотрения, госзаказчику пришлось отменить размещение заказа, лот был «разукрупнен». Суммарная экономия Департамента здравоохранения Москвы тогда составила более 282,5 млн руб., или более 90% всего бюджета, выделенного на закупку данных лекарств.

Таким же путем ЗАО «Биокад» снизило своим препаратом, не допущенным к тендеру первоначально надуманными требованиями, ресурсы при закупках бета-интерферона для лечения рассеянного склероза. После жалобы в ФАС тендер был отменен, и в результате нового конкурса цена госзакупки резко снизилась.

Масса схем существует также для получения прямых откатов со стороны бизнеса чиновникам. В разных регионах эксперты называют суммы от 20 до 40% стоимости контракта.

По оценке Давида Мелик-Гусейнова, до четверти тендеров и аукционов на фармрынке в нише госзакупок продолжают оставаться непрозрачными и имеют коррупционную составляющую. На местном уровне мошенники в связке с государством чувствуют себя в полной безопасности.

«В российских условиях коррупция при госзакупках лекарственных препаратов сказывается не только прямой высокой ценой на лекарства для населения, но и недоступностью их большим слоям населения, — говорит профессор Василий Власов. — Кроме того, коррупция при госзакупках позволяет перекрыть дорогу хорошим лекарствам и дать дорогу плохим». Профессор Власов предположил, что при честном проведении тендеров окончательная цена на лекарства может быть ниже, «по крайней мере, на треть».

«Думаю, говорить о снижении половины цены при честном тендере не стоит, но на 20—40% снижение цены на лекарства вполне вероятно, — прокомментировал этот аспект Николай Беспалов. — На 20% могут снизить цену прямые договора с производителями без посредничества дистрибуции, еще столько же, если убрать коррупционную составляющую».

«Пока в России не будут заключаться прямые долгосрочные контракты с производителями лекарств, как это происходит в Европе, пока не будет учитываться референтная цена на препарат, которую устанавливает штаб-квартира производителя вместо проведения аукционов каждые 6 месяцев, так и придется государству ловить поставщиков за руку, и будут периодически вспыхивать скандалы, подобные нынешнему», — говорит исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов.

Что будет

«Я думаю, что если будет доказан сговор, компании могут потерять свою прибыль: штрафы будут составлять не меньше 5% годового оборота. А ряд менеджеров и свободой могут поплатиться», — сказал Николай Беспалов.

Эксперты не связывают акции силовиков напрямую с политикой, хотя не исключают акцента на подчеркивание роли государства в контроле над коррупцией в бизнесе. Исключить желание самих госструктур участвовать в нише дистрибуции лекарственных препаратов, по мнению Николая Беспалова, тоже нельзя.

И последнее. Источники «Новой» на фармрынке и в силовых структурах говорят и о том, что планомерно уже полтора года идет накопление фактов злоупотреблений со стороны руководства Минздравсоцразвития и есть силы, заинтересованные в замене нынешнего министра. Причина таких действий — снятие в феврале 2010 года с должности руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля, критиковавшего «Закон об обороте лекарственных средств». Бывший глава Росздравнадзора стал первым в постсоветской России чиновником федерального уровня, уволенным за нарушение закона о государственной службе. В этом случае чиновник уже не может занимать руководящие должности в госструктурах и лишается пенсионных льгот госслужащего. У этого решения министра Голиковой тогда были сильные противники. Другой вопрос, предъявят ли теперь накопленные следствием факты нарушений министру Татьяне Голиковой публично и когда это может произойти.

Справка «Новой»

Что такое ЖНВ ЛС

Это Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством РФ для государственного регулирования цен. Им же руководствуются лечебные учреждения и субъектовые органы здравоохранения для госзакупок лекарств.

Перечень ЖНВ ЛС охватывает большинство видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам России в рамках государственных гарантий, в частности, скорую медицинскую помощь, стационарную помощь, специализированную амбулаторную и стационарную помощь, а также включает в себя значительный объем лекарств, продаваемых в коммерческом секторе. Кроме того, Перечень ЖНВ ЛС служит основой для разработки региональных перечней субъектов РФ и формулярных перечней лекарств клиник и стационаров.

По состоянию на март 2011 года действует Перечень ЖНВ ЛС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 №1938-р. Данный Перечень сформирован с использованием международной Анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств — АТХ (ATC — Anatomical Therapeutic Chemical classification system), включает в себя 522 позиции лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям.

Программа «7 нозологий»

Программа «7 нозологий» действует в России с 2008 года и предполагает централизованное льготное обеспечение больных особенно тяжелых групп дорогостоящими лекарствами. Под ее действие подпадают пациенты с рассеянным склерозом, болезнью Гоше, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, онкогематологическими заболеваниями, а также перенесшие трансплантацию органов.

Для лечения 77 тыс. пациентов, зарегистрированных в этой программе, государство закупает 18 лекарственных препаратов. В 2011 году на это должно быть потрачено 47,9 млрд руб. против 45,86 млрд в 2010 году. Организацией закупок занимается Минздравсоцразвития, однако ведомство хочет передать управление закупками в регионы с 01.01.2012.

Комментарий

«Новая» обратилась в Минздравсоцразвития с вопросами:

  1. Кто является организатором государственных тендеров по закупке лекарств ЖНВ ЛС и в какой форме они проходят?
  1. Проводил ли Минздрав собственную проверку тендеров на закупку этих лекарств?
  1. Запрашивали ли следственные органы у Минздрава информацию по этому вопросу?

Вот какой ответ мы получили из министерства:

«Тендеры по семи затратным нозологиям проводило Мнздравсоцразвития по 93-ФЗ о госзакупках, но претензии правоохранительных органов к дистрибьюторам».

Означает ли это, что к министерству претензий нет, непонятно. Как в самом министерстве оценивают работу дистрибьюторов, чиновники пока тоже не комментируют.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow