Сюжеты

По страсбургскому концерту можно понять, как музыка весома

Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

 

Читайте репортаж музыкального критика Натальи Зимяниной из Страсбурга...

Как мало нужны музыке слова, чтобы выразить грусть и скорбь, пронзительный порыв к свободе, и  негодующий упрек гонителям, и очень личное обращение ко Всевышнему, и надежду на достойную жизнь. Одно только имя каждого из участников уже способно было собрать огромный зал Дворца музыки и конгрессов в Страсбурге. А тут их был целый союз гениев, причем  вне личных амбиций. Уму непостижимо, как можно было собрать в одно время в одной точке весь этот тайный Олимп.

Зал замер, когда после обращения с экрана лауреата Нобелевской премии писателя Эли Визеля зазвучало сочинение Гии Канчели «V&V» («Скрипка и Голос»). Гидон Кремер, умеющий колдовать с современной музыкой, словно зажег на сцене невидимую свечу -  пламя неугасимое, хоть и зыбкое, иногда чуть тревожимое дыханием и голосом. Так он сразу включил механизм тревоги за человеческую хрупкость.

«Пассакалия» Арво Пярта (он, как и Канчели, присутствовал в зале) исполнялась вновь оркестром «Кремерата Балтика» - «именным» ансамблем  Гидона. Драматизма прибавилось в  момент, когда ритмичная монотонность вдруг стала замирать – так человек слабеет от отчаяния и непосильной работы.

Трижды играл  Миша Майский, ученик Ростроповича. Сначала солировал на своей «говорящей» виолончели  в молитве «Кол Нидрей» Бруха (ее сложный будоражащий смысл - отречение от клятвы, данной по принуждению ради сохранения жизни; вспомнить только историю, как рыдал Шостакович, когда его заставили вступить в партию!). С пианистом Евгением Кисиным Майский исполнил финал Сонаты Рахманинова, залив пространство безбрежной романтической темой. С Кремером  и великой пианисткой Мартой Аргерих - последние части Трио Шостаковича. И правда, как было обойтись без музыки, которой боялись всесильные власти, нутром чуя в ней что-то очень враждебное; Шостаковича  корили и поощряли, запрещали и награждали – он принимал всю это свистопляску с одинаково сардонической улыбкой.

Свою краску в общую картину добавил и бывший президент Латвии, европарламентарий Витаутас Ландсбергис, исполнивший на рояле раритет Николая Чюрлёниса, не знавшего  пределов свободы.

Но самым неожиданным оказался  Евгений Кисин.  Человек неторопливый и без всякой экстравагантности, так или иначе присущей всем остальным, он уже тридцать лет отдает все свои жизненные  силы безукоризненно честным трактовкам великой музыки. Ангельский человек!

И вот Кисин играет Второе скерцо  Шопена  с необычным для него нетерпением и жаром, мгновенно вовлекая зал во внутреннюю  борьбу за человеческое достоинство, и  решительно завершает пьесу ликующими аккордами. Гейне писал о Шопене, что  Польша дала ему рыцарский характер и историческую скорбь,  Франция – легкую прелесть и грацию, а Германия – романтическое глубокомыслие. Вот уж где его играть – так в эльзасском Страсбурге и в честь рыцарей духа. Недаром публика взвилась!

Именно Кисин пригласил выступить в концерте пианистку Марту Аргерих,  известную своей  благородной бескомпромиссностью. Их общий номер - Вариации Лютославского для двух роялей на тему Паганини - был феноменален. Впервые эта остроумная музыка звучала с таким особым вызовом, с оттеночком изящного остервенения. Над делишками земными  будто резвились недосягаемые вольные валькирии, готовые цапнуть каждого сволочного крючкотвора.  Даже Арво Пярт признался: «Это наша защита в  суде, защита совершенная! -  И добавил: - Никогда еще не бывал на таком необыкновенном концерте».

В финале  прозвучали три части  14-й симфонии  Шостаковича (дирижер – Роман Кофман, солист- Анатолий Кочерга). Наконец, все артисты вышли на сцену - и зал встал. Если кто-то и рассчитывал просто на гала-концерт мировых звезд, то несомненно разобрался, что попал на нечто гораздо более значительное. Ведь оказалось, «любимцы верных муз» способны на одном душевном накале вознести невидимый охранный покров  и удерживать его над всеми, кто в нем особенно нуждается.  Нет, ни одна их нота не пропала тут даром.

Видео с концерта можно посмотреть ЗДЕСЬ

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera