СюжетыОбщество

Медведев смешал пиво с водкой

Новый антиалкогольный законопроект президента — итог пропаганды «южного» типа потребления алкоголя. Напитки с содержанием спирта свыше 0,5% будут претеснены законодательно

Этот материал вышел в номере № 79 от 22 июля 2011 года
Читать
В минувшую среду, 20 июля, Дмитрий Медведев подписал закон о регулировании производства и оборота алкоголя, который со вступления в силу в 2012 году может кардинально изменить привычные нормы реализации и потребления алкогольной продукции....

В минувшую среду, 20 июля, Дмитрий Медведев подписал закон о регулировании производства и оборота алкоголя, который со вступления в силу в 2012 году может кардинально изменить привычные нормы реализации и потребления алкогольной продукции.

Поручение разработать закон президент отдал ещё в августе 2009 года, особо обозначив необходимость бороться с алкогольной зависимостью у населения. По данным Роспотребнадзора, количество алкоголя (в пересчете на чистый спирт), потребляемое среднестатистическим россиянином, достигает 18 литров в год. По стандартам ООН, употребление алкоголя, превышающее девять литров в год, считается опасным для здоровья.

Помимо ожидаемых поправок, вроде запрета на продажу алкогольных напитков в уличных палатках и киосках, новый закон приравнивает к алкоголю все напитки с содержанием спирта свыше 0,5% (за исключением таких общеупотребительных продуктов, как квас и кефир, которые внесены в правительственный список). Таким образом, пиво, в настоящий момент не включенное в список алкогольных напитков, теперь приравнивается к таковым. Его продажа подпадает под общие ограничения: с 23 до 8 по местному времени реализация запрещается. Однако право торговать пивом крепостью до 5% организации сохраняют до 1 января 2013 года.

Нынешний антиалкогольный законопроект подводит черту 20-летней пропаганде «южного» типа потребления алкоголя (когда предпочтение отдается «легким» напиткам: вину, пиву, слабоалкогольным коктейлям — А.Д.). Раньше он считался достойным способом борьбы с алкоголизмом, но в результате принес только новый для России вид оного – «пивной» алкоголизм. Он скорее вызывает зависимость, его тяжелее признают и, что самое неприятное, ему больше подвержена молодежь.

«К сожалению, в последние 15–20 лет неумеренная реклама приучила наших подростков постоянно пить пиво. К тому же подросткам пиво продают свободно, они пьют его в общественных местах, несмотря на то, что это — нарушение закона, на которое милиция обычно смотрит сквозь пальцы», - писал своих статьях Евгений Брюн, главный нарколог Минздравсоцразвития. По его словам, с принятием закона алкогольная нагрузка на подростков станет ниже.

Законопроект балансирует между потенциальной пользой для общества и неминуемыми потерями для бизнеса. Генеральный директор компании «Очаково» Владимир Антонов заявил: «Особого успеха в борьбе с алкоголизмом мы не ждем, закон в основном касается слабоалкогольных напитков, а все начинается с водки. Ничего в отношении её я в законе не нашел. В основном ожидается сокращение торговых точек, сокращение количества потребителей. Ведь раньше человек мог выйти на автобусной остановке и купить себе бутылку, сейчас вопрос в том, будет ли он делать крюк до магазина, чтобы купить уже там. Так отсеется определенный процент».

После принятия законопроекта Советом Федерации 13 июля Союз пивоваров выступил с письмом к Дмитрию Медведеву, в котором просил вернуть законопроект на доработку.

В своем обращении они акцентируют внимание на бессмысленности, на их взгляд, некоторых мер. Так, Союз пивоваров счел лишним запрет на продажу пива крепостью до 5% в нестационарных торговых точках: «…в небольших городах и населенных пунктах потребители будут лишены возможности приобретать пиво из-за неразвитости системы торговли. Таким образом, потребители будут вынуждены покупать некачественный суррогатный алкоголь - тем самым закон стимулирует повышение спроса на этот вид алкогольных напитков». Также пивовары сочли слишком жестким запрет на рекламу, подчеркивая, что действующее ограничение и без того является одним из самых строгих в мире. Владимир Антонов, со стороны «Очакова», не являющегося членом Союза, прокомментировал: «Мы, как производители, естественно будем соблюдать все правила. В любом случае в нынешних условиях отзыв закона нереален».

По поводу новых норм, касающихся пивной продукции, высказался депутат Дмитрий Беляков. В своём блоге он пишет: «Правительство пока оказалось неспособным проявить вполне адекватный масштабам проблемы пьянства в России радикализм». Депутат напоминает о привилегированном положении пива на рынке алкогольных напитков – результате агрессивного входа на рынок западных поставщиков в середине 90-х, - и подчеркивает, что «в результате [внесения поправок в закон] все спиртные напитки вроде бы формально равны, но пиво «равнее» других». По его словам, правительство оставило пивной отрасли значительные привилегии: запрет на продажу пива в ларьках пока распространяется только на продукцию крепче 5%, предусматривается сертифицирование оборудования по производству всей алкогольной продукции, кроме пива, ко всему прочему, пивной продукции не требуется маркировка.

Тем не менее, представители различных алкогольных компаний уже заявляли, что надеются на отмену запретов для пива. На это председатель подкомитета Госдумы по госрегулированию рынка подакцизных товаров Виктор Звагельский заявил «Ведомостям»: «Напротив, осенью закон, возможно, будет пересмотрен, чтобы сдвинуть введение полного запрета на 2012 г. и ввести лицензирование производства пива».

Несмотря на подобные разногласия между бизнесом и правозащитниками, в большинстве своем закон оценивается как необходимая мера. Хотя говорить о каком-то сложившемся общественном взгляде на этот вопрос рано. Пока закон не вступил в силу на деле, он осмысливается только социально активными гражданами – в блогах, личных страницах в твиттере, комментариях к новостям о подписании закона, – и пока только гипотетически. В основном обсуждающие расходятся в вопросе действенности подобного закона. В блоге lo_mar можно найти: «Ну, будут теперь торговать нелегально, начнут травиться суррогатами. Кому от этого легче?». Ему вторит afriken: «Зависимость не побороть запретом. Это надо лечить. Например, бесплатные бассейны, любые спортплощадки бесплатно». С этой точки зрения, закон отчетливо упирается в другую проблему, связанную с пивным алкоголизмом. Пиво стало стилем жизни, оно пропагандировалось как неотъемлемая составляющая любого веселья. Рекламируются чаще не свойства самого напитка, а то, каким он делает жизнь. И потому сейчас большинство молодых людей в возрасте 15-25 лет не мыслят свой досуг без соответствующего напитка, и проблема подросткового алкоголизма стоит крайне остро. Пропадет оно – и молодые люди станут искать замену. Доступного досуга они могут не найти.

В рамках борьбы с подростковым алкоголизмом, в четверг, 21 июля, Дмитрий Медведев подписал ещё один косвенно «антиалкогольный» закон. В соответствии с ним, лица, продающие алкогольную продукцию несовершеннолетним, будут нести административную и уголовную ответственность. За первое нарушение предусмотрен штраф на сумму до пяти тысяч рублей (для должностного лица – 20 тыс., для юридического – до 100 тыс.), за повторное – исправительные работы.

Все изменения, вносимые в «алкогольное» законодательство, соответствуют государственной «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма», принятой в 2009 году. В соответствии с ней, уже к 2020 году потребление алкоголя на человека должно снизиться до 5-8 литров в год. Нельзя не заметить, что с момента её принятия прошло два года, прежде чем появился закон, подтверждающий эти цели, и пройдет ещё два года, прежде чем он по-настоящему вступит в силу. Впрочем, как отмечают скептики, нынешний закон не имеет силы, пока не пройдут парламентские и президентские выборы, после которых у правительства ещё будет время передумать.

Александра Девишева

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow