Сюжеты

Вас встретят радостно у входа

Подмосковная Дубна всегда была особым в музыкальном отношении местом. Таковым она и продолжает оставаться благодаря фестивалю «Музэнерго»

Этот материал вышел в № 81 от 27 июля 2011 года
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Дубнинский фестиваль «Музэнерго» — это такая же аномалия, как и сам город Дубна. Смотрите сами: Дубна — единственный в Московской области город на Волге. Старый наукоград с полувековой историей. (Те, кто не видит огромного смысла в...

Дубнинский фестиваль «Музэнерго» — это такая же аномалия, как и сам город Дубна. Смотрите сами: Дубна — единственный в Московской области город на Волге. Старый наукоград с полувековой историей. (Те, кто не видит огромного смысла в создании Сколкова, неизменно повторяют фразу «Есть же наукограды, например, Дубна».) Это зеленый город-лес, в котором ученые жили в коттеджах средь сосен и свежего воздуха, а в Дом культуры ходили, как по абонементу, то на запретного Высоцкого, то на подозрительных джазменов. Город утыкан памятниками местным ученым. Такие открытия люди делали, что без монумента или хотя бы бюста ну никак не обойтись. Иной прохожий спокойно может тебе показать пальцем на памятник и сказать что-то типа: «Ух, ну и строгий был дядька! Я с его дочкой в школе учился…» Дух, в общем, свободы интеллектуальной.

А местные говорят, что интеллигентность города в некотором упадке. Многие ученые уехали. Зато в соседние Большую Волгу и Кимры понаехали люди, мягко говоря, попроще. Хорошие зарплаты и всяческие бонусы закончились, самое позднее, в 90-е. И до сих пор положение не выправилось. В 90-е я учился в вузе с уроженцами Дубны, которые утверждали, что в городе работы нет совсем. За заработком, как крестьяне при царе, ездили в большой город — Москву. Сейчас, по рассказам местных, большинство все-таки работает в Дубне. А те, кто работает в Москве, — те перебрались в столицу уже навсегда.

Я не знаю, что там было полвека назад. Но сейчас определенный дух свободы/интеллигентности тоже ощущается. Таксисты — явно с высшим образованием. Судя по речи и валяющимся в салоне потрепанным книжкам. Радио «Шансон» определенно verboten, под запретом. Кружка пива на фестивальной поляне стоит 60 рублей. Москвичи, сравните с нашими столичными 200—300 и зарыдайте. Кстати, если и 60 накладно платить, можно сбегать в магазин за бутылочкой чего попроще. В Москве за пронос на площадку своего товара я не знаю, что сделают. А на дубнинской фестивальной поляне никто никого не досматривает. Полицейских вообще мало. Порядок при этом идеальный. Нет, конечно, пиво-то фиг с ним, это все, так сказать, бонусы для приятного отдыха. Фокус в том, что такой фестиваль, как «Музэнерго», получилось сделать только в этой странной Дубне. На голом энтузиазме. «Музэнерго» — фестиваль некоммерческий, спонсоров нет. Звезд не приглашают. Но фишка не в звездах, а в малоизвестных артистах всяких непопсовых жанров, вроде этники, авангардного джаза и тому подобного. Организаторы месяцами выискивают всякие экзотические коллективы и артистов в интернете. Потом придумывают всякие схемы, по которым их можно привезти в Россию. Один из хедлайнеров, швейцарский коллектив Imperial Tiger Orchestra (играющий чисто постмодернистскую штуку: эфиопский поп 70-х под джазовым соусом), по словам их менеджера, попал в Дубну так: у коллектива была возможность получить грант швейцарского правительства на выступления за границей. Но концертов должно было быть четыре. Промоутер «Музэнерго» Юрий Льноградский, дабы заполучить к себе в Дубну этот удивительный мини-оркестр, организовал музыкантам еще три концерта: в Екатеринбурге, еще каком-то крупном городе и почему-то в подмосковном Протвине. Энтузиазм! Который принес несомненные эстетические плоды.

Фестиваль в этом году — ну совсем хороший. Уже даже на двух сценах раскинулся.

На новой, маленькой — рэгги, даб, что-то солнечное-расслабленное. На основной — музыка серьезная-виртуозная. Умеренный авангард от Аркадия Шилклопера и Аркадия Кириченко — личности в интеллектуальном джазе более заметные. Виртуозный фьюжн Indro Hardjodikoro & The Fingers. Это коллектив из Индонезии, в составе которого — две бас-гитары, обычная и шестиструнная, на которой играет лидер коллектива Индро Харджодикоро. От полноты чувств Индро рассказал историю о том, что когда-то в Индонезию заехал русский ансамбль, который играл «вот такое вот». И коллектив зарядил джаз-роковую импровизацию на тему «Очей черных». Также любители авангардных странностей оценили квартет израильского гитариста Ори Дакари. Музыкант в свои тридцать с небольшим успел выпустить диск на лейбле Джона Зорна «Цадик», а такое в данной среде — покруче, чем «Грэмми» в среде попсовой. Ну вот и все участники фестиваля в основном такие — вроде бы не звезды, но кем-то явно отмеченные.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera