СюжетыКультура

Рустам Рахматуллин: Такой орган, как Росохранкультура, был необходим

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия перестанет существовать 15 сентября

Этот материал вышел в номере № 84 от 3 августа 2011 года
Читать
Росохранкультура выполняла весьма разнообразные функции: охрана авторского права, поиск и возвращение в РФ незаконно перемещенных и похищенных культурных ценностей, подготовка и издание «Каталога предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», подача исков в случае незаконной застройки заповедных территорий...
Изображение

Указ президента подписан еще 3 февраля 2011 года. На 3 августа назначена прощальная пресс-конференция и.о. руководителя Росохранкультуры В.В. Петракова. Большинство функций упраздненного ведомства примет на себя новый, назначенный 29 июля заместитель министра культуры РФ Сергей Мндоянц (ранее — вице-президент АФК «Система»). Росохранкультура выполняла весьма разнообразные функции: охрана авторского права, поиск и возвращение в РФ незаконно перемещенных и похищенных культурных ценностей, подготовка и издание «Каталога предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», подача исков в случае незаконной застройки заповедных территорий (в июне принят к производству иск Росохранкультуры по поводу «застройщиков» Бородинского поля). Росохранкультура заняла очень достойную позицию в эпопее с «газоскребом» на Охте. В целом же… сказать, что законодательство в области охраны культурного наследия соблюдается в России неукоснительно, не отважится никто. «Новая» попросила прокомментировать ситуацию координатора Общественного движения «Архнадзор» Рустама РАХМАТУЛЛИНА:

— Скажу сразу. В народную версию «упразднение Росохранкультуры — месть за Охту — я не верю. Хотя в ситуации с «газоскребом» Росохранкультура действительно вела себя безупречно.

Однако деятельность Росохранкультуры в Москве нельзя оценить однозначно. Это ведомство согласовывало проект реконструкции Царицына. Некоторые согласования делались постфактум. Например, перекрытие двора Хлебного дома — шедевра Василия Баженова — уже строилось, когда Росохранкультура дала согласие на это.

Последним примером была несчастная усадьба Шаховских и ее перестройка под «Геликон-оперу». Именно Росохранкультура согласовала снос флигелей и уничтожение усадебных дворов. Затем начались манипуляции с охранным статусом. Только накануне упразднения Росохранкультура изменила позицию, приняв и одобрив акт историко-культурной экспертизы, уточняющий адрес памятника — усадьбы Шаховских.

Словом, противостоять давлению администрации Лужкова Росохранкультура не могла.

Но это, что называется, случаи из практики. А в теории такой орган, как Росохранкультура, был необходим.

…О создании ведомства, аналогичного Росохранкультуре, градозащитники много говорили еще в годы перестройки: тогда шла речь о Госкомитете по охране памятников. Причем тут было два пути. В одном случае Госкомитет становился бы хозяйствующим субъектом, балансодержателем, отвечающим не только за сохранность, но и за использование памятников. А также за развитие культурного туризма, позволяющего наследию «содержать себя» и быть «экономически защищенным».

Функции Росохранкультуры, созданной в начале нулевых в рамках путинской административной реформы, оказались скромнее. Она была исключительно надзорным и согласующим органом.

Но в отличие от Минкульта она имела территориальные управления со своим штатом во всех федеральных округах России. И могла стать зачатком подлинной системы федеральной охраны памятников.

Следующую реформу надо отнести к 2006—2007 годам. Росохранкультура должна была передать часть полномочий по охране памятников федерального значения в регионы. В обмен она получала право согласовывать кандидатуры руководителей региональных органов охраны наследия, предлагаемые губернаторами. Возникало двойное подчинение региональных органов охраны, что стало еще одним шагом вперед. Кроме того, это заставило субъекты Федерации для начала просто иметь органы охраны наследия.

Но это же стало началом конца Росохранкультуры. Создание органов охраны в составе губернских администраций, их двойная подчиненность и передача им огромного объема полномочий — все это «подвесило» Росохранкультуру и ее территориальные образования в воздухе.

Сейчас мы, казалось бы, возвращаемся к советской схеме: функция охраны памятников вернулась в недра Минкульта. Прежние задачи Росохранкультуры разойдутся по нескольким департаментам. Видимо, охрана недвижимых памятников будет выделена в отдельный департамент. Бюджетное финансирование реставрации оставалось за Минкультом и в 2000-е годы. Но есть и отличие, причем чрезвычайно важное: территориальные подразделения Росохранкультуры сохранены и переданы Минкульту. И в этом смысле строится третья по типу федеральная система охраны памятников.

Станет ли она эффективной? Только при условии, что ее возглавит человек, живущий задачей охраны памятников 24 часа в сутки. Человек мобильный. Образованный. Знающий страну. Способный к принципиальному, жесткому, эффективному взаимодействию с региональными администрациями. В нашей печальной ситуации только «от личности» может отстроиться система.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow