СюжетыОбщество

Чревонегодники

Почему крупнейшие ритейлеры травят своих покупателей. И почему им за это ничего не бывает

Этот материал вышел в номере № 84 от 3 августа 2011 года
Читать
Почему крупнейшие ритейлеры травят своих покупателей. И почему им за это ничего не бывает

Россияне регулярно травятся некачественными продуктами питания. От этого сложно застраховаться, ведь некачественный товар можно приобрести не только на рынке, в ларьке или в бюджетном супермаркете, но и в магазине средней ценовой категории, который претендует на лидерство на рынке. К примеру, недавний, июльский, случай: шесть человек в Ростове-на-Дону попали в больницы с диагнозом «сальмонеллез» после того, как поужинали продуктами из кулинарии супермаркета «Перекресток». Проверка Роспотребнадзора показала: мало того, что цех, где готовились полуфабрикаты, находился в неудовлетворительном состоянии и использовались несвежие продукты, так еще и сами сотрудники были заражены сальмонеллезом и стафилококком.

Почему крупнейшие ритейлеры позволяют себе травить своих покупателей? Явно не потому, что их прибыль не позволяет соблюсти элементарные санитарные нормы.

К сожалению, у профильных контролирующих ведомств — Роспотребназора и прокуратуры — этот вопрос способен вызвать лишь локальное возбуждение — то есть тогда, когда что-то случается. Стойкий интерес к проблеме проявляют только пострадавшие и общественники.

На прошлой неделе Международная конфедерация обществ потребителей выступила с законодательной инициативой по ужесточению наказаний в отношении нарушающих закон предприятий, работающих в сфере торговли и услуг. Ведь на сегодняшний день максимальный штраф, который могут наложить на магазин, который зарабатывает на своих покупателях несколько десятков миллиардов рублей ежегодно, — 20 тысяч рублей.

Последние независимые проверки супермаркетов крупнейших продуктовых розничных сетей — «Перекресток» и «Седьмой континент» — Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) провело в мае прошлого года. «На эти магазины к нам всегда поступало наибольшее количество жалоб», — поясняет юрист ОЗПП Мария СВИРИДОВА, которая впоследствии вела судебные дела против этих сетей.

В «Перекресток» в Химках и «Седьмой континент» на северо-востоке Москвы под видом продавщиц устроились на работу две сотрудницы ОЗПП (у которых при приеме на работу даже не потребовали санитарных книжек), которые смогли увидеть воочию, как «продлевают жизнь» и придают товарный вид просроченным рыбе и мясу, переклеивают этикетки и вынуждают своих сотрудников нарушать санитарные нормы. Произвели и контрольную закупку — сардельки, хлеб, блинчики, колбасу, семгу. Продукты проверили в собственной лаборатории и выяснили — они непригодны к употреблению. На официальное письмо с результатами проверки и требованиями соблюдать закон, поступившее от ОЗПП, ни «Перекресток», ни «Седьмой континент» так и не отреа¬гировали. Общественники обратились в суд… и выиграли. Но все, чего удалось добиться, — обязать «Седьмой континент» прекратить реализовывать просроченный товар (все равно что обязать по суду киллера не убивать, а вора — не воровать) и разместить информацию о судебном решении в «Уголке потребителя». С «Перекрестком» было заключено мировое соглашение на тех же условиях — «прекратить» и «разместить».

Сетевиков, понятное дело, подобные решения суда, как и 20-тысячные штрафы, которые регулярно налагает Роспотребназдор, не смущают.

В январе этого года Лефортовская межрайонная прокуратура Москвы провела проверку магазинов «Седьмой континент» и обнаружила в трех супермаркетах товары с истекшими сроками годности. В марте проверку провел Роспотребнадзор, который обнаружил нарушения во всех 85 магазинах, выбранных для ревизии. В июне Роспотребнадзор проверил 46 «Перекрестков» в Петербурге и оштрафовал сеть в совокупности на 435 тысяч рублей. Полумиллионный штраф убедил руководство магазинов принять меры и уволить 125 человек.

В Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) ситуацию с крупными сетями в России оценивают как критическую. Проверять какую-то конкретную сеть бессмысленно, считает председатель КонфОП Дмитрий ЯНИН, грубые нарушения есть у всех, а рынки и магазины шаговой доступности грешат этим еще больше. Нужно менять законодательство.

— Производство и реализация опасной продукции, недостоверность информации на этикетке, продажа продукции с истекшим сроком годности — все это отражено в статьях кодекса об административных правонарушениях. Однако штрафы за их нарушения смешны: от 5 до 20 тысяч рублей. Мы требуем увеличить их от 500 тысяч до 1 млн рублей, — говорит Дмитрий Янин. Величина в 1 млн рублей обусловлена тем, что штрафы именно такого порядка установлены у ФМС для компаний, которые используют труд нелегалов, а также у ФАС. Другое важное изменение — ужесточение проверок Роспотребнадзора. Толку от плановых проверок, о которых проверяемого нужно уведомлять заранее, немного — ведь один день можно отработать и относительно правильно. А необходимость внеплановых должна быть чем-то обоснована: например, жалобой пострадавшего, и в этом случае Роспотребнадзору придется добиваться разрешения прокуратуры, а это — громоздкая и небыстрая процедура.

Напомним, что порядок в проверках юридических лиц (которые зачастую использовались не для выявления нарушений, а для обогащения сотрудников контролирующих ведомств и как средство надавить на неугодных бизнесменов) под медведевским лозунгом «Не кошмарьте бизнес» пытались навести несколько лет назад. В итоге число плановых проверок сократили, а внеплановые — серьезно ограничили. «Но в учреждениях, которые занимаются общественным питанием, торговлей продуктами, парикмахерских, spa-салонах, должны быть внеплановые проверки, это необходимо для защиты населения, — полагает Янин. — Однако, насколько мне известно, Роспотребназдор и Минэкономразвития серьезно отнеслись только к той части наших предложений, которые касаются увеличения штрафов, и сейчас обсуждают ее».

Справка «Новой»

X5 Retail Group N.V. — компания-ритейлер розничных продаж в России, владелец торговых сетей «Пятерочка» (1472 магазина экономкласса), «Перекресток» (всего 303 супермаркета, из них 136 магазинов находятся в Москве и области), «Карусель», «Копейка» и сети аптек «А5». В 2010 году выручка ритейлера составила около 342 млрд рублей.

ОАО «Седьмой континент» — российская компания-ритейлер, владелец одноименной сети продовольственных магазинов. В конце декабря 2008 г. вошла в список компаний, которые получали господдержку в период кризиса. Всего в России и Белоруссии работают 127 магазинов (из них 113 — в Москве и области). Чистая выручка в 2010 году составила 46,3 млрд рублей.

P.S. В пресс-службе «Седьмого континента» отказались комментировать эту тему. Связаться с пресс-службой «Перекрестка» на момент подписания номера не удалось.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow