СюжетыПолитика

Катынь, расстрел ребенка, пытки и взорванная мельница

Более 43 миллионов рублей заплатит российский бюджет за преступления военных, нарушения чиновников, прокуроров и судей согласно июльским решениям Европейского суда

Этот материал вышел в номере № 87 от 10 августа 2011 года
Читать
Более 43 миллионов рублей заплатит российский бюджет за преступления военных, нарушения чиновников, прокуроров и судей согласно июльским решениям Европейского суда

Дмитрий Колбасин, Павел Чиков, ассоциация АГОРА — специально для «Новой»

В июле Страсбургский суд коснулся одного из самых болезненных для истории России дел — массового расстрела на основе решений специальной тройки НКВД 21 857 поляков в апреле-мае 1940 года. Европейский суд после объединения двух однотипных обращений в одно признал приемлемой по статьям «Право на жизнь» и «Запрет пыток» (статьи 2 и 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) жалобу родственников 12 убитых без суда и следствия в Катынском лесу, Харькове и Твери польских военнопленных. Рассмотрение дела в Европейском суде пройдет 6 октября 2011 года в течение получаса в устных слушаниях. Решение должно дать оценку, в частности, действиям Главной военной прокуратуры России, которая, по утверждению заявителей, незаконно и необоснованно прекратила расследование «катынского дела» в сентябре 2004 года.

Северный Кавказ

45 тысяч евро получит жительница Чечни Камета Хашуева, которая в августе 2003 года в Шали потеряла под огнем российских военных 11-летнего сына Мамеда. Во время спецоперации пуля попала в грудь мальчика, игравшего во дворе дома. Несколько людей в камуфляжной форме и масках, прибывшие в Шали в составе вооруженной группы на бронетранспортере и грузовике и открывшие огонь, позже зашли в летнюю времянку, где лежал истекавший кровью Мамед. Несмотря на просьбы его сестры Резеды, по ее словам, они отказались оказывать помощь ребенку. Только примерно через час после завершения спецоперации участковый забрал мальчика в больницу, но врачам оставалось лишь констатировать его смерть.

Россия в ходе рассмотрения жалобы не отрицала этот трагический факт, но заявляла, что мальчика могли убить бойцы незаконных бандформирований. Европейский суд посчитал иначе и, отметив, что на момент убийства Шали был полностью под контролем федеральных войск, а грузовик был отобран у водителя именно российскими военными в день убийства, признал нашу страну виновной в нарушении права на жизнь.

130 тысяч евро компенсации морального вреда и материального ущерба получат родные убитого в УБОП МВД Ингушетии Башира Вельхиева и его избитого брата Бекхана. 20 июля 2004 года оба были схвачены 30 вооруженными людьми в камуфляже в доме Вельхиева (село Барсуки) и доставлены в Назрань, где их допрашивали по делу о нападении на город боевиков. Выживший после допросов с пристрастием Бекхан рассказал, что сотрудники милиции били его резиновыми дубинками и подводили электрические провода к паху. В 2004 году начальником УБОП МВД Ингушетии был Исмаил Барахоев, который позже ушел со службы в органах и работал начальником службы безопасности одного из банков в Назрани. В ночь на 29 августа 2006 года его автомобиль был взорван — Барахоев погиб.

Европейский суд признал Россию виновной в пытках и бесчеловечном обращении, а также нарушении права на свободу и личную неприкосновенность.

Европейский суд присудил 340 тысяч евро компенсации материального ущерба, 6 тысяч морального вреда и 4,5 тысячи евро на судебные издержки жителю Чечни Сулейману Губиеву за взорванную российскими военными из войсковой части № 3660 ВВ МВД РФ мельницу и пострадавшую автозаправку предпринимателя. Страсбургский суд постановил, что Россия нарушила право на защиту собственности — статья 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интересно, что командир части № 3660 Яков Недобитко ранее уже фигурировал в решениях Европейского суда, в одном из которых сообщается: «Доказано, что генералы Владимир Шаманов и Яков Недобитко дали боевикам войти в блокированное с трех сторон село, а затем замкнули кольцо. От массированного применения различного оружия и боеприпасов (включая системы ТОС-1 «Буратино» и УР-77) погибли от десятков до сотен мирных жителей». Позже Недобитко стал командующим объединенной группировкой в Чечне. Ныне генерал-лейтенант Яков Недобитко управляет войсками Приволжского регионального командования внутренних войск МВД России.

Милицейский произвол

Адвокат Кури Гадамаури отсудил в июле в Страсбургском суде у России 30 тысяч евро за избиение милиционерами, которое произошло почти 12 лет назад. 15 сентября 1999 года он с водителем ехал из командировки домой в город Волжский (Волгоградская область). По дороге ему стало плохо, поэтому было принято решение заехать в больницу в Саранске. Но вместо врачей в рамках операции «Вихрь-Антитеррор» Гадамаури оказался в руках у мордовских милиционеров в изоляторе временного содержания Октябрьского РОВД Саранска.

Туда мужчины попали уже избитыми стражами порядка, которым на фоне взрывов жилых домов не понравилась национальность адвоката и его водителя. Оформлены задержанные были для установления личности, которое, как это зачастую бывает в России, быстро сменилось подозрением в хулиганстве, а затем и в бродяжничестве. В больницу Гадамаури был госпитализирован лишь спустя три дня, когда потерял сознание в камере. Врачи диагностировали перитонит и срочно прооперировали пациента.

Интересно, что в бюллетене Верховного суда Мордовии 2002 года описывается случай Гадамаури и его водителя и жестко критикуется решение Ленинского районного суда Саранска, который «фактически оставил без проверки доводы истцов об отсутствии оснований для их задержания и доставления в РОВД, водворения в приемник-распределитель, нарушении сроков содержания, несвоевременном оказании медицинской помощи». Тогда районный суд постановил выплатить Гадамаури смешные 5 тысяч рублей, фактически породив тем самым июльское решение Страсбургского суда. Только на этот раз компенсация будет выплачена по европейским меркам.

Отсудивший у России в июле в Страсбурге 77 700 евро Сергей Шишкин подготовился к восстановлению своих прав крайне основательно. Добившись снятия с себя обвинений в убийстве участкового, осуждения пытавших его «за смерть коллеги» милиционеров, Шишкин в 2009-м взыскал за публичное необоснованное обвинение в убийстве еще 100 тысяч рублей с программы Первого канала «Человек и закон», ведущий которой Алексей Пиманов уже после нахождения и осуждения настоящих убийц встал на сторону сотрудников милиции. Согласно решению Останкинского районного суда Москвы, программа Пиманова еженедельно в течение месяца должна была извиняться перед Шишкиным с помощью оглашения резулятивной части судебного решения.

В отличие от большинства дел Европейского суда, в этом известны имена почти всех виновных в рублевых потерях российской казны. Это осужденные за превышение должностных полномочий с применением насилия, а проще говоря, за избиение Шишкина и еще троих подозреваемых в убийстве участкового бывшие милиционеры Долгоруковского РОВД Липецка Абакумов, Лукин, Трубицын, Саввин, Алябьев, Пантелеев, Ковыршин, Кондратов, Буцан, а также — глава этого РОВД подполковник Николай Герасимов, который лично принимал участие в избиении. Они сначала были приговорены к реальному лишению свободы, позже четверым заменили срок на условный.

Интересно, что Минфин России обратился с иском к этим экс-милиционерам о взыскании суммы в порядке регресса и добился присуждения денег, которые казна России ранее была вынуждена потратить на компенсацию одному из избитых по «делу Шишкина» людей. Теперь стоит ожидать, что и присужденные самому Шишкину 77 700 евро также будут взысканы с самих бывших сотрудников милиции.

Кстати, это — крайне редкий случай, когда ответственные за судебные издержки России лица понуждаются к возмещению денег в бюджет. Однако представляется, что вряд ли подобное решение было бы принято в отношении действующих, а не осужденных, чиновников или силовиков.

Итого

В июле Европейский суд по правам человека рассмотрел 10 дел против России, по которым присудил пострадавшим 1 миллион 105 тысяч 420 евро. Из них 653 500 евро — компенсация морального вреда, 451 920 евро — возмещение материального ущерба и понесенных расходов.

В июльском обзоре освещены дела правозащитного центра «Мемориал», Европейского центра защиты прав человека (EHRAC), Межрегионального комитета против пыток, адвокатов М. Шидаева (Грозный), П. Финогенова, М. Рачковского, Р. Карпинского, А. Ставицкой, В. Бушуева (Москва).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow