СюжетыПолитика

Каждый раз — на этом месте

Боксер Виталий Кличко снова уехал из Киева, ослабив ударную силу сторонников Юлии Тимошенко

Этот материал вышел в номере № 87 от 10 августа 2011 года
Читать
Боксер Виталий Кличко снова уехал из Киева, ослабив ударную силу сторонников Юлии Тимошенко

На Крещатике, возле двух десятков армейских палаток, которые теперь именуются приемными народных депутатов от БЮТ, собираются сторонники Юлии Тимошенко. Провести митинг, потолкаться с милицией, спеть гимн Украины и к вечеру разойтись…

Чуда не случилось. В понедельник Печерский суд отказался выпустить Юлию из СИЗО под залог или отдать ее на поруки.

О последнем просили патриарх Филарет, предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, римо-католики, евангельские христиане — баптисты (Александр Турчинов, заместитель Тимошенко в партии, не делает секрета из того, что много лет является баптистским проповедником) и полсотни парламентариев.

Президент Янукович не прервал отпуск и не прилетел в столицу из Крыма. Зато 11 августа он планирует повидаться с президентом Медведевым в Сочи. Видимо, Януковичу доложили: ситуация несколько щекотлива, но по-прежнему под контролем. Ведь страна в едином порыве не двинулась на столицу — отбивать Тимошенко у тюремщиков.

Даже Виталий Кличко снова вернулся в Польшу, готовиться к бою с Томашем Адамеком. Накануне решение Кличко, не просто боксера-тяжеловеса, но лидера политической партии «Удар», — прервать тренировки, поскольку на родине демократию вот-вот отправят в нокаут! — произвело впечатление куда более значительное, нежели очередные клятвы оппозиционеров объединиться. И… На этом месте фантазия, похоже, забуксовала. Что делать дальше? Требовать импичмента президента и досрочных выборов?

Юлию Тимошенко, заметно осунувшуюся за два выходных, привезли в суд в автозаке. Судью она по-прежнему игнорировала, «вашей честью» не называла — не перевоспиталась… Свидетеля обвинения, министра иностранных дел Константина Грищенко (в пору подписания известных газовых соглашений Грищенко был послом Украины в РФ), самого обвинила в причастности к коррупции в энергоснабжении. Зато поблагодарила всех, кто участвовал в шумных «проводах» ее в СИЗО: «Спасибо, что бросились врукопашную на вооруженных до зубов омоновцев!»

На Майдане в 2004-м — кадры хроники пронзительно врезались в память многим — маленькая простоволосая Юля под снегом, который валил, не переставая, подходила к цепям спецназа и, глядя в лица, прикрытые плексигласом, просила: «Не надо крови. Мы — один народ. Мы победим только вместе».

Теперь концепция изменилась? Для победы нужна кровь, хотя бы немного, чтобы расшевелить и еще раз поднять страну?

Лагерь тимошенковцев огражден по периметру железными щитами. На них наклеены карикатуры на Януковича, премьера Азарова, шефа СБУ Хорошковского, а также протестное народное творчество в стихах и анекдотах. На образе судьи Киреева вообще не осталось живого места. А вот и любимый враг, Виктор Ющенко. Фотоколлаж, где Виктор Андреевич изображен с веером из долларов в кулаке — знать, получил он их от олигархов в лице стоящего рядом с табличкой «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа и давно продался Януковичу.

Обвинение требует Ющенко на суд в качестве свидетеля. Однопартийцы из «Нашей Украины» умоляют Виктора Андреевича не свидетельствовать против Тимошенко. Экс-президент не отвечает ни тем, ни другим. По слухам, он пока гостит в Чикаго, у родственников жены.

Чуть поодаль, за кордоном милиции, встали лагерем поменьше противники Юли. Грозят Тимошенко тюрьмой — чтоб не мешала законно избранному Януковичу. Менее политизированные сограждане толпятся рядом, едят мороженое и снимают друг друга на мобилки на фоне палаток и милиции в боевой экипировке. Ремейк «оранжевой» революции! Депутаты, ведущие митинг, пытаются «реанимировать» и речовки той поры — о свободе, которую не остановить. Но хор этих солистов не поддерживает. Движение на Крещатике не перекрыто.

…Ситуация меняется к шести вечера, когда Тимошенко снова должны увозить в СИЗО. Депутат от БЮТ Сергей Пашинский командует в мегафон:

— А сейчас мы строимся в колонну и мирным шествием движемся в сторону Бессарабского рынка!

Именно в этом направлении проследует спецтранспорт. В следующую минуту Крещатик становится черным и блестящим от униформы, бронежилетов и касок. Тысяч пять бойцов из Крыма, Харьковской и Донецкой областей выбегают на проезжую часть и отжимают демонстрантов, блокируют группами, взяв в кольцо. «Извините, приказ!» Проклятия, визг, мат. Несколько зазевавшихся машин такси сносит в сторону. В бойцов летят пластиковые бутылки — к счастью, пустые. «Воронок» в сопровождении бегущих рядом спецназовцев и фотокорреспондентов протискивается в освобожденное пространство и набирает скорость.

— Я обещаю и клянусь, — срываясь на истеричные ноты, кричит Пашинский, — что мы найдем и накажем тех мерзавцев, которые пытались раздавить людей о парапет! Юлю не сломить!

— Аккуратно работала милиция, — не соглашается фотокор «Ассошиэйтед Пресс» Ефрем Лукацкий. — По щиколоткам не били, ноги не оттаптывали, прессу не прессовали.

Ефрем в горячих точках мира оказывается часто, есть с чем сравнивать.

— Эх, украинцы, не видели вы жести, — только машет рукой телевизионщик из России Филипп Леонтьев.

Митинг торжественно закрывают исполнением государственного гимна. Становится слышна музыка на летних площадках кафе. Появляются дворники, новая смена дежурных в палаточном лагере и слухи: к утру его снесут.

В 2002-м акция «Украина против Кучмы» начиналась точно так и на этом месте…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow