СюжетыЭкономика

Сергей Сторчак: «Из доллара уходить не стоит»

Советы замминистра финансов о том, как не потерять средства в период нового экономического кризиса

Этот материал вышел в номере № 87 от 10 августа 2011 года
Читать
Первая волна недоверия накатила на еврозону, сейчас очередь за США, кредитный рейтинг которых впервые понижен. Какого развития ситуации ожидают наши финансовые власти? Это мы попытались выяснить у замминистра финансов...
Изображение

— Что же на самом деле случилось на финансовых рынках?

— Произошло то, что должно было произойти, — после того как США встали на путь финансирования текущих расходов при помощи заимствований. Еще во времена российского председательствования на «восьмерке» мы предлагали обсудить на международном уровне правила такого рода государственных заимствований, но дискуссии тогда, к сожалению, не возникло. Прошло шесть лет — и тема эффективного использования госфинансов зазвучала в новом измерении. Всем показалось, что финансовый кризис закончен — и заимствования стали массовыми. Рейтинговые агентства не могли не обратить внимания на такую ситуацию: жизнь в долг должна заканчиваться.

— В результате падают фондовые индексы в Азии, Европе, да и российский рынок акций ушел в глубокий минус. Снижение кредитного рейтинга США — действительно достаточное основание для такой «тряски»?

— Пока реакция на случившееся скорее эмоциональная. В условиях взаимозависимости финансовых рынков другого сложно было ожидать. Ведь — ни много ни мало — поменялась целая система координат! Выяснилось, что вложения в американские ценные бумаги — не самый безупречный вариант. Оказалось, они могут быть под знаком вопроса. В итоге сработали эмоции, а не здравый смысл. А он говорит о том, что снижение рейтинга США всего лишь на одну ступень и всего лишь одним из рейтинговых агентств — ни к каким кардинальным изменениям в поведении инвесторов не приведет. Инвесторы, во-первых, ориентируются на мнение сразу нескольких агентств, а во-вторых, очень часто оценивают финансовую надежность при помощи собственных инструментов. Лидеры «двадцатки» еще года три назад пришли к выводу, что чрезмерно ориентироваться на кредитные рейтинги специализированных агентств — далеко не всегда правильно, инвесторам хорошо бы иметь собственное мнение.

— То есть все ограничится небольшой встряской, и нового кризиса не будет?

— Не думаю, что происходящее говорит о начале кризиса. Хотя бы потому, что у нынешней ситуации больше психологических причин, чем экономических.

— Есть прогнозы, что в случае ухудшения ситуации в странах Европы, находящихся в группе риска, кризиса все-таки не избежать — зацепит и Россию…

— Это как посмотреть: для одних долг, а для других — финансовые активы. Если вложения станут неликвидными, конечно, появятся риски более серьезных последствий для экономики. Решения Евросоюза свидетельствуют об озабоченности по поводу ситуации вокруг суверенных долгов. Люди, наделенные властными полномочиями, отлично понимают, что происходит, и работают на упреждение. Получится или не получится — пока неизвестно. Больше всего смущает то, что на кону — слишком большие суммы. Неудачное решение при таких цифрах — это как столкновение на огромной скорости. Ведь есть же разница в последствиях, когда врежешься на скорости 100 или 160 км в час.

— Стоит ли сейчас избавляться от долларов и евро? Может, в юань податься или, несмотря на предсказания, в родной рубль?

— Я лично не собираюсь ни от чего избавляться. Если говорить о больших суммах накоплений, то еще есть какой-то смысл уходить в экзотические валюты. А если речь о сравнительно небольших деньгах, которые на руках у нашего населения, то из доллара уходить не стоит. Ну а в рубль — пожалуйста. Мы на него все-таки булку хлеба покупаем.

Ирина Звездунова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow