СюжетыПолитика

Бывшие руководители петербургского «Правого дела» подают в суд на лидера партии Михаила Прохорова

Трое бывших руководителей петербургской организации «Правого дела», - Игорь Кучеренко, Юрий Онищенко и Сергей Ярунин, - заявили о своем намерении оспорить в суде решение лидера партии Михаила Прохорова об исключении всех членов организации из партийных рядов...

Трое бывших руководителей петербургской организации «Правого дела», - Игорь Кучеренко, Юрий Онищенко и Сергей Ярунин, - заявили о своем намерении оспорить в суде решение лидера партии Михаила Прохорова об исключении всех членов организации из партийных рядов.

  • Сейчас заканчиваем работать над иском, - говорит один из заявителей, вице-президент Международной коллегии адвокатов, в недавнем прошлом – исполнительный директор регионального отделения партии Игорь Кучеренко…

  • На наш взгляд, эта затея бесперспективна, - комментирует ситуацию пресс-секретарь «Правого дела Алексей Уразов. – Другой вопрос, зачем это делается. Ведь никто не лишает Игоря Михайловича, равно как и его единомышленников, возможности работать в партии.

  • Как это не лишает? Разве их не исключили? – переспрашиваю я.

  • После завершения процедуры обновления региональной организации все члены «Правого дела» могут восстановить свое членство в партии – и спокойно работать, - поясняет Уразов. – Но они этого почему-то не хотят. Почему? Вопрос к ним.

  • Мы бьемся вовсе не за восстановление в партии, - так отвечает мне Кучеренко, которому я пересказала аргументацию Уразова – Речь идет о том, что нельзя начинать «правое дело» неправовыми методами.

  • Почему неправовыми? Ведь у вас в уставе записано, что ее председатель может своим решением исключать членов партии из ее рядов.

  • Такое право у Михаила Прохорова действительно есть. Но в уставе прописан исчерпывающий перечень оснований, по которым он может принять решение об исключении! Первое - неучастие в деятельности партии в течение года и более, второе - нарушение устава, которое нанесло партии политический ущерб, третье - членство в другой партии. А он одним махом исключил 1334 человека. И понятно, что никто не проводил проверки по каждому из них, выясняя, есть ли основания для исключения или нет. Если суд удовлетворит наш иск, то лидер партии будет вынужден отменить свое решение.

  • То есть, все члены партии будут восстановлены. И что дальше?

  • Дальше исполком во главе с Юрием Онищенко, - а его тоже исключили из партии, - должен провести перерегистрацию. Выяснить, кто по-прежнему хочет состоять и работать в «Правом деле», а кто нет – ведь вполне возможно, что среди тех, кого сейчас исключили, есть люди, которые действительно утратили связь с партией. Перерегистрацию, на наш взгляд, должны пройти и новички – те 230 человек, которых нашли за два дня, сформировав новую питерскую организацию. А потом надо проводить собрание и избирать политсовет.

  • Но ведь лидер партии и политсовет может распустить.

  • Да, может – в том числе, в случае, когда, по мнению лидера, деятельность политсовета противоречит деятельности партии в целом. Но он же при этом должен как-то аргументировать свое мнение!

Если внимательно прочитать устав «ПД», выясняются еще более примечательные вещи. По статье 22, «Лидер партии» (теперь ее глава называется именно так) может прекратить решения руководящих органов региональных отделений. Но по другой статье, - 32-й, - политсовет регионального отделения может быть досрочно распущен только «по решению Федерального политического совета Партии, утвержденному Лидером Партии». А никакого решения федерального политсовета не было.

По словам Кучеренко, исковое заявление будет подано в Басманный суд города Москвы. «Если не выиграем дело в первой инстанции, то, естественно, будем обжаловать судебный вердикт. Но, если в итоге будет принято решение, что прав Прохоров, а вовсе не мы, то подчинимся», - поясняет он.

Стоит добавить, что это – лишь второй в новейшей российской истории случай, когда в суде пытаются оспорить партийные решения. Первый, кстати, тоже был связан с «Правым делом» - в 2008 году Мария Гайдар оспаривала в Таганском суде решение съезда СПС о самоликвидации партии (из остатков которой и было создано «Правое дело»).

«В федеральном законе о партиях нет нормы, согласно которой решения партийного лидера могут быть оспорены в суде, - отмечает питерский юрист Ольга Покровская. – Но ее отсутствие вовсе не означает, что сделать этого нельзя – суд обязан исходить из приоритета прав граждан»…

«По закону, партия действует в соответствии со своим уставом, - говорит другой юрист, профессор Александр Кобринский. – Значит, любое нарушение прав членов партии, которые записаны в уставе, можно оспорить в суде. И вообще, любое нарушение права можно оспорить в суде – независимо от того, кто его совершил: чиновник, руководитель вуза или лидер партии».

Виктория Работнова, Санкт-Петербург

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow